В Пиркей Авот (5:2) итог двух первых недельных разделов Пятикнижия подводится следующим образом: “Десять поколений от Адама до Ноаха; из этого мы видим, сколь велико Его долготерпение, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока Он не обрушил на них воды потопа. Десять поколений от Ноаха до Авраама; из этого мы видим, сколь велико Его долготерпение, ибо все эти поколения постоянно гневили Его, пока не пришел праотец наш Авраам и удостоился награды за них всех”.
Возникает вопрос: какая такая награда полагалась десяти поколениям от Ноаха до Авраама? За что? Читаем ее раз внимательно: “Все эти поколения постоянно гневили его, пока не пришел праотец наш Авраам…” Стоп! Т. е. десять поколений человечество гневило Всевышнего, да еще и постоянно, а праотец наш Авраам пришел и получил причитающуюся им награду? За что награду-то?!
С десятью первыми поколениями все логично: они гневили, Всевышний проявлял долготерпение, пока не обрушил воды Потопа. Ноах и его семья были спасены, но об этом даже не упоминается в данном контексте, поскольку это отдельная история, не имеющая никакого отношения к заслугам и провинностям десяти поколений. Десяти поколениям от Адама до Ноаха, гневивших Всевышнего, не полагалось никакой награды – это просто, очевидно и логично. Так каким же образом следующие десять поколений сумели заслужить награду? И почему, если они ее заслужили, она досталась Аврааму?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам понадобится понять в чем заключается принципиальная (а может даже и сущностная) разница между поколением Потопа, которое наследовало всем предыдущим (поэтому Потоп смыл грехи не только десятого, но всех десяти), и поколением Вавилонской башни, которое наследовало поколениям от Ноаха до Авраама.
Наказания, постигшие эти два поколения, являются полной противоположностью друг друга: на этом свете наказание Потопом (практически полное истребление, тотальное) было несравненно строже и страшнее, чем наказание смешением языков и рассеянием. Даже сравнивать неудобно. И наоборот: поколение Вавилонской башни (см. ВТ, Сангедрин, 107б), согласно всем мнениям, лишилось удела в мире грядущем (фактически бессмертия души). Что же касается поколения Потопа, в Зогаре приводится два мнения: по одному и они лишились удела в мире грядущем, а по другому – не лишились. 50 на 50 – неплохие шансы. За что, хотелось бы понять, такая милость? И почему такая разница в том, кого наказали главным образом на том свете, а для кого (по крайней мере, по части мнений) все ограничилось этим.
Главная разница, разумеется, в характере совершенных преступлений. Раши (в комментарии к Берешит, 11:9) пишет прямым текстом: “Чей грех тяжче, грех поколения потопа или поколения раскола? Те не посягали на главное, а эти посягнули на главное, чтобы бороться с Ним. Почему же те унесены потопом, а эти не были истреблены из мира? Однако все в поколении потопа были насильниками и враждовали друг с другом, поэтому они истреблены. Эти же относились друг к другу с любовью и по-дружески, как сказано: “Один язык и речи единые”. Это учит тебя, что ненавистен раздор и велик мир”.
Итак, поколение Вавилонской башни посягнуло на главное: они целенаправленно восстали против Всевышнего. И тем не менее, для них все ограничилось (на этом свете) рассеянием. Почему? В награду за то, что друг по отношению к другу они вели себя прилично. Даже полюбовно. А вот люди поколения Потопа вели себя по отношению друг к другу безобразно: грабили, убивали, насиловали, присоединяли к группам на Фейсбуке без спроса и т. п. Естественно, после этого, после такого им никакой пощады.
Иными словами, поколение Потопа грешило в первую очередь против этого мира (а тот их мало интересовал), поэтому и наказание главным образом было в этом мире. Точнее, путем извлечения из него. А поколение Вавилонской башни грешило главным образом против Небес, поэтому и наказание их ждало главным образом на метафорических Небесах.
Но при этом необходимо учитывать следующее. С одной стороны, и восстание против Небес содержит элемент нанесение ущерба этому миру (“земле”), подобно тому, как исполнение “нематериальных” заповедей оборачивается материальными благами в этом мире. Как в красках описывается в молитве Шма: будете любить Всевышнего всем сердцем своим – будут вам дожди в срок и прочие ништяки. Ну и зеркально, соответственно. А с другой стороны, греша против людей человек нарушает заповеди Небес и таким образом автоматически восстает против Небес. Поэтому и поколение Потопа ответило как на этом, так и на том свете, и поколение Вавилонской башни. Просто пропорции варьируются в зависимости от того, на что преступными поколениями делался упор.
Дополнительная причина того, что поколение Потопа расплатилось по счетам главным образом на этом свете, заключается в том, что грехи против ближнего невозможно искупить раскаянием (хотя, казалось бы, нет ничего бронебойнее) – необходимо прощение пострадавшего. Ну, и компенсация причиненного ущерба, разумеется.
Это правило касается только аспектов, связанных с этим светом. В том, что касается претензий со стороны Небес к нарушившему заповеди, регулирующие его отношения с ближним, хорошего раскаяния и искреннего стремления получить прощения вполне достаточно. Но на этом свете – прощение пострадавшего и компенсацию ущерба. Не меньше.
Поэтому и согласно мнению, что поколение Потопа удостоилось удела в мире грядущем, на этом свете им полагалось истребление. Которое они и получили.
А теперь к ответу на наш исходный вопрос. У десяти послепотопных поколений были заслуги. Причем заслуги, относящиеся к происходящему в этом мире – заслуги друг перед другом, заслуги следования заповедям в отношении друг к другу. Но получить свою награду они не могли, поскольку покусились на главное. Что запятнало все их достижения. И ответ пришлось держать во всех мирах.
Вот поэтому весь банк и ушел Аврааму, который по собственной воле и вопреки нормам своего общества избрал путь возобновления знакомства человечества с милостью Всевышнего. Милостью, которая, по мнению Авраама, могла распространиться даже на жителей Сдома и Аморы. И в заслугу того, что сделал мир лучше, Авраам получил награду за целые десять поколений социализированных вредителей. В полном соответствии с постановлением Альтер Ребе в законах изучения Торы, 4:3 (сформулированных им еще до написания Шулхан Аруха), что пока злодей изучает Тору и исполняет заповеди, то, пока он не раскаялся, это дает питание стороне, противоположной святости. Но как только он раскаивается – эти заслуги возвращаются в зону святости. Вот и Авраам вернул святости невольные достижения десяти поколений. И получил награду, полагавшуюся всем десяти.
Что же касается поколения Потопа, то, во-первых, им вообще не полагалась награда в этом мире. А во-вторых, даже будь за что награждать, Ноах сделал все, чтобы спастись, и ничего для того, чтобы спасти мир (настолько, что Потоп назван в его честь “водами Ноаха”). Так за что же ему переадресовывать гипотетическую награду?
Мы живем во времена прихода Машиаха. Слышим его шаги. Все предыдущие поколения работали на него (приход Машиаха). И от нашего служения зависит, как он пройдет. Мы не имеем права подвести дальних и ближних предков. Как и упустить накопившуюся награду!
Следуя примеру праотца Авраама, нам следует спасать мир именно милосердием. Чтобы самим стать объектом Б-жественного милосердия. С каждым добром, возвращенным евреем в лоно Торы, к святости возвращаются все собранные им и его предками искры. А награда идет нашему поколению. И награда – это Машиах. А все остальное – только бонус.
Вскорости, в наши дни.
(Авторизированное изложение беседы Любавичского Ребе, “Ликутей сихот” т. 3, стр. 7-10.)