В 1941 г. на Ленинград наступала группа армий "Север". Фашистам удалось отрезать город с суши и установить блокаду, стремилась сломать сопротивление голодом, постоянными артиллерийскими обстрелами, ударами с воздуха. Блокированный Ленинград, фактически, оказался островом, отрезанным от "большой земли". Этот "остров" организовал собственную оборону – на суше, на воде и в воздухе. Защита города от авиации противника, кроме основных средств ПВО, обеспечивалась сотнями привязных аэростатов (заграждения). Заполненные водородом и поднятые на высоту от 2000 до 4500 м. гигантские резиновые "колбасы" не позволяли фашистским ассам снижаться для прицельного бомбометания. Но эти "воздушные защитники" имели один крупный недостаток. Через 25 – 30 дней работы аэростаты начинали терять высоту, поэтому аэростаты приходилось периодически опускать, стравливать "отработанный" водород и заправлять чистым газом.В те дни воентехник младший лейтенант Борис Шелищ служил в мастерских по ремонту аэростатных лебедок. Они были установлены на двух сотнях "полуторок" ГАЗ – АА и приводились в действие от двигателя грузовика. Понятно, что грузовик работал на бензине, но в условиях блокады бензин в Ленинграде стал такой же ценностью, как хлеб. В определенный момент запасы бензина иссякли, что было смертельно для защитной системы города.Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. И. Шелищ вспомнил роман "Таинственный остров" легендарного Жюля Верна. (Заметки о данном факте сохранились в архиве изобретателя). Там, в главе "Топливо будущего", говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода, разложенная на составные части – водород и кислород. Тогда Шелища осенила мысль – вот оно, топливо будущего! По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3.3 раза углеводороды нефти. Итак, 21 сентября 1941 г. младший техник лейтенант Шелищ обратился к командованию с рационализаторским предложением: подавать "отработанную воздушно – водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей. Предложение было принято. Шелищу поручено проверить свое изобретение.На свой страх и риск Борис Исаакович подготовил эксперимент. Схема, предложенная изобретателем, была предельно проста. Отработанный водород подводился к коллектору двигателя ГАЗ – АА, где газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода обеспечивалась педалью. Моторист лебедки (он же водитель грузовика) управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Для безопасности эксплуатации воздушно – водородной "гремучей смеси" Б. Шелищ придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке в трубе двигателя. Многократные испытания оказались успешными. Командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с "водородных" грузовиков, которые работали лучше, чем на бензине.За эту работу Бориса Исааковича Шелища в декабре 1941 г. наградили орденом Красной Звезды. Позже изобретателя командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частых ПВО столицы – 300 двигателей перевели на "грязный водород". Miracle.
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 14 дней
до 10 Кислева -
26 Хешвана
578527 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
По следам Жюля Верна
Главная / По следам Жюля Верна