Письмо президента Федерации еврейских общин России, раввина Александра Бороды накануне поста 17 Тамуза
В воскресенье, 27 июня, наступает пост 17 Тамуза, один из 4 постов, связанных с разрушением Иерусалимского Храма и изгнанием еврейского народа из земли Израиля. Это также один из четырех дневных постов, начинающихся с началом рассвета и заканчивающихся с выходом звезд. Точное время поста зависит от географического расположения, в Москве он продлится с 00:33 до 22:19, в эти часы строго запрещено пить и есть. От поста освобождены дети, кормящие и беременные женщины, а также больные, даже если им не угрожает опасность.
В день 17 Тамуза войском Навуходоносора II была пробита городская стена Иерусалима, что через три недели – 9 Ава – привело к разрушению Храма. В память о тех событиях с 17 Тамуза по 9 Ава принято соблюдать некоторые ограничения, подчеркивающие траурный характер этого времени.
Президент ФЕОР, раввин Александр Борода направил письмо в еврейские общины накануне поста.
«В воскресенье, 27 июня, наступает пост 17 Тамуза – один из четырех дневных постов. В течение времени, обозначенного в еврейском календаре вашего города, строго запрещено есть и пить. В этот день нет запрета на работу. От этого поста освобождены кормящие и беременные женщины, а также больные люди, даже если им не угрожает опасность.
Пост 17 Тамуза установлен в память о проломе городской стены Иерусалима войсками Навухаданецера, что в скором времени привело к разрушению Иерусалимского храма.
17-го Тамуза произошло не одно трагическое событие, и о каждом из них традиция хранит память: Моше разбил Скрижали Завета, в Иерусалимском храме прекратились ежедневные жертвоприношения, в Храме был воздвигнут идол, наместник царя Антиоха сжег Тору, тем самым демонстративно показав, что евреи должны быть уничтожены не столько физически, сколько духовно.
Можно сказать, что все эти события говорят о духовных и физических поражениях еврейского народа. Почему же тогда мы так бережно сохраняем память о них? И почему память об этих бедствиях выделены в нашей традиции, тогда как на протяжении длинной истории еврейского народа колоссальные трагедии происходили не единожды?
Все, что происходит впервые, как хорошее, так и плохое, по праву наделяется колоссальным значением. В происходящем впервые заключена огромная сила – самим своим проявлением в материальном мире оно открывает шлюзы для других подобных событий, становится в каком-то смысле их причиной и проводником.
Так, когда еврейский народ вышел из Египта, и весь мир стал свидетелем величайших чудес, которые Всевышний совершил для него, первым народом, который осмелился напасть на евреев, были амаликитяне во главе с Амалеком. После этого еврейский народ вынужден был не раз защищаться от нападений. И в нашей традиции Амалек олицетворяет беспринципность и бесстрашие зла, не останавливающегося ни перед чем.
Разрушение Храма и уничтожение Свитков Торы – это даже не символ, но прямая реализация морального и духовного уничтожения еврейского народа.
Но мы знаем, что из всего, происходящего в мире, мы можем извлечь урок. Дурные дела тоже могут стать для нас поводом, чтобы увидеть и осознать важнейшие истины. Благодаря опыту соприкосновения со злом, созерцания зла воочию или узнавания о чудовищных событиях мы можем понять для себя очень важные и необходимые для собственного нравственного роста вещи. Плохое не обязательно учит плохому, если мы стремимся постичь ту мудрость, которой Всевышний наполнил все события.
Как зло бесстрашно и беспринципно, так и добро должно быть всеобъемлющим и исполненным веры. Оно должно показывать себя не в борьбе и столкновениях, а в безграничности своего присутствия, оно не видит рамок и преград, которые перед ним выстраивают, потому что пронизывает все. Поэтому как в истории, так и в жизни мы можем найти для себя примеры, за которыми должно следовать, не уставая идти по пути созидания и поиска ответов.
Желаю всем крепкого здоровья, чтобы всегда были силы и возможности для совершения добрых дел! Берегите себя и своих близких!
Легкого поста!»
Читайте также