Накануне праздника Песах, символизирующего рождение и начало еврейского народа, само собой приходит раздумье: какой жизненный путь должен предпочесть наш народ, чтобы быстрее и успешнее достигнуть конечной цели своего бытия? Должен ли он стремиться к такому существованию, чтобы в нем был минимум усилий и максимум удовольствий, или к жизни, исполненной напряженного труда и максимальных свершений?
Этот же вопрос относится и к индивидуальной жизни каждого. Проблема эта – не абстрактна. На том или ином ее разрешении основывается отношение человека к своей жизни, его реакция на все, что происходит с ним и вокруг него.
С первого взгляда может показаться, что наивысшая добродетель Всевышнего состоит в получении человеком максимума наслаждений – истинных наслаждений – безо всяких трудностей и мук: ведь при этом желание Творца сеять добро, казалось бы, проявляется в полной мере.
Однако натура человека такова, что подлинное наслаждение он получает лишь при личном участии в происходящем деянии, когда результат достигнут и выстрадан собственным трудом. Если же человек получает благо как подарок, это унижает его достоинство, и подобный подарок называется нахма дэ-хсуфа (постыдный хлеб). Именно потому, что Б-г желает, чтобы человек получил полную меру добра, в созданном Им мире человек может получить благо, лишь добиваясь цели своими силами. И чем больше было приложено труда, тем сладостнее добытые плоды.
Так было и при рождении еврейского народа. Хотя сам выход из Египта, исполненный удивительных чудес, носил характер явного небесного дара, он вместе с тем с самого начала был связан с «таавдун» (напряженным служением) Всевышнему.
Это была заслуга народа, его участие в Б-жественом акте Исхода.
В той же мере, в какой это относится ко всему еврейскому народу, это верно и по отношению к любому его представителю. «Вершить и совершать!» – таким должно быть устремление каждого. И не просто выполнять определенную работу, а в поте лица и вдохновенно выполнить свой труд, который Тора называет «Амал» (Созидание). Только тогда человек отрывается от стати «праха земного» и возвышается до степени «Человек богоподобный».
Рождение и жизнь отдельного человека также преисполнены чудес, даже когда кажется, что все происходящее с ним «в природе вещей». Но ведь учили наши благословенной памяти Мудрецы: «Человек не сознает происходящего с ним чуда». Поэтому благодарим мы Всемогущего трижды в день: «За чудеса Твои, происходящие с нами ежедневно».
Жизнь человека и всего еврейского народа от самого их рождения является свидетельством постоянных, хотя и не всегда очевидных чудес, вплоть до Великого Чуда окончательного избавления каждого еврея и всего народа Израильского…
Праздник Песах занимает центральное место в жизни еврейского народа. Это торжественное событие имеет принципиальный и назидательный характер, одинаково вечный для всех исторических периодов, как и все заповеданное Торой. Отсюда следует, что каждый оттенок, каждая деталь этого праздника призваны служить серьезным наставлением.
Такой подход особенно справедлив в отношении сокровенной сущности праздника: Песах – символ нашей свободы. В самом Избавлении и Освобождении из Египта кроются многие поучения, и мы остановимся более подробно на одном из них. Речь пойдет о характере Избавления – великого чуда освобождения еврейского народа из-под ига египетского рабства, что особенно выделено в Торе: «Пыталось ли божество взять племя из среды племени испытаниями, знамениями и чудесами. . . как все, что сделал для вас перед глазами твоими Б-г Всесильный ваш».
В период, предшествовавший Избавлению, евреи были «племя в среде племени». Этими словами подчеркивается следующее:
1) Еще до Избавления из Египта евреи уже сложились в «народ», в нацию, со всеми ее отличительными особенностями – общностью языка и территории (область Гошен), где они жили и работали.
2) Вместе с тем они были народом в среде другого народа или, по образному выражению наших Мудрецов, напоминали плод в материнском чреве, который есть живой, цельный и развивающийся организм со всеми присущими человеку органами. Однако он лишен реальной самостоятельности: ни его мозг, ни органы чувств еще не функционируют, местонахождение – автоматически меняется с перемещением матери, питательные вещества поступают из материнского организма и так далее.
Таким был и еврейский народ в Египте до Избавления. Он действительно мог считаться «народом» и даже владел отдельной территорией – областью Гошен; сыны Израилевы отличались от египтян языком, одеждой и многим другим, но вместе с тем были настолько порабощены и ассимилированы египетской средой, что казалось они служат египетскому божеству – овце.
Тогда-то и случилось то, что Тора называет «взять племя из среды племени». Заключалось это в следующем: евреи бесстрашно взяли овец, которые были божеством египтян, и доказали, что это отнюдь не божество, а всего лишь съедобное мясо, употребляемое в жареном виде в пищу…
Из этого следует нравоучение.
Человек может тешить себя мыслью и с гордостью заявлять окружающим, что он, дескать, самостоятелен, независим, не лишен разума, чувств и т. п. А если кто-нибудь скажет, что он порабощен, что он пленник и раб фетишей и условностей, возведенных в культ окружающей его нееврейской средой и народом, он страстно начнет доказывать, что свободен и независим.
Как можно дойти до такого тяжкого заблуждения? Объясняется это добровольным закабалением, тем, что человек сам себя продает в рабство. Он стремится «угнаться» за мировоззренческими концепциями, настроениями и взглядами окружающей среды; он снедаем честолюбием или иными эгоистическими побуждениями, либо им движут еще более низкие инстинкты, или даже обуревают все вместе взятые вышеперечисленные страсти – настолько, что он не более как «плод в материнском чреве». Все его помыслы направлены на удовлетворение низменных инстинктов до такой степени, что он и не в состоянии ощутить весь ужас своего положения «раба рабов». Преклоняясь перед им же созданными идеалами и миром вещей, он полагает себя свободным человеком.
Наступает Песах, который учит нас следующему. Даже человек, подобный вышеуказанному, если только осмыслит все, если только вспомнит слова «И сказал Б-г Моисею…» и закон Моисеев, – он может, он в состоянии осуществить «И зарежьте его…». Речь идет о заклании ложного божества – идеалов, чуждых еврейскому духу, о сожжении их на огне священной любви, о которой говорится: «И люби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей твоей сокровенной сущностью…» – до такой степени, чтобы и душа, и тело всегда стремились к безраздельному служению Всевышнему.
Тогда и наступит «…взять племя из среды племени», и Б-г перевернет его душу, весь его внутренний мир и поднимет от самой низшей нравственной ступени до полного освобождения, о котором говорят слова: «Когда ты выведешь народ из Египта, они будут служить Б-гу на этой горе».
Исход из Египта и истинная свобода нерасторжимо связаны со служением Б-гу, как об этом сказано нашими Мудрецами: «Сыны Израиля – Мои рабы, но не рабы рабов».
Тора предписывает повторять все дни года слова об Исходе из Египта и делать все зависящее, чтобы эти слова были не только девизом, но и наполняли жизненной силой повседневные дела еврея. Тогда он сможет – и Превечный поддержит его в этом – освободиться от комплекса самозакабаления,
стряхнуть иго внутреннего рабства и достичь свободы и самостоятельности истинной – не сдерживаемой более человеческой косностью и озаренной необычайным светом Б-жественной Воли…
Да благословит Всевышний, чтобы преддверие торжественного события – праздника Песах – побудило каждого из нас правильно и бесстрастно оценить свой нравственный облик. Такая оценка должна быть обращена и на внутренний мир, и на взаимоотношения с окружающими, то есть рассматривать человека и как личность, и как члена человеческого общества.
Пусть воспоминание об Исходе из Египта станет стимулом к беспрерывному самосовершенствованию и освобождению каждого отдельного человека, что приблизит общее Избавление всего еврейского народа с приходом Мошиаха в ближайшем будущем.
С благословением и пожеланием кошерного и веселого праздника Песах.
Из посланий Любавического Ребе к празднику Песах