Встречу открыл раввин Александр Пручанский – директор еврейской школы «Кфар Ситрин» в Израиле. Он рассказал о том, какие сложности приходилось преодолевать посланникам Любавического Ребе в СССР при подготовке к проведению праздника и привел несколько примеров, когда их самоотверженная работа спасала евреев от полной ассимиляции. Молодые раввины прочитали соответствующий дню псалом из книги «Теилим» и письмо, в котором лидер движения ХаБаД обращается к посланнику в СССР с подробным объяснением, как следует готовиться к Песаху. Раввин Пручанский подчеркнул, что Песах – праздник освобождения, является особенным для российских евреев, которые не так давно терпели преследования за верность религии.
Перед собравшимися также выступил главный раввин России Берл Лазар. Он начал свою речь со слов о том, какая важная миссия лежит перед студентами ешив и как много зависит от каждого их шага. «Вы должны понимать, что любое ваше слово может стать переломным моментом в судьбе евреев, которые пока что далеки от полного соблюдения традиции. Поэтому нужно быть чрезвычайно внимательным, чтобы все, с кем вы разговариваете, чувствовали себя желанными гостями за пасхальным столом, – сказал раввин. – Ведь не случайно именно с этих слов начинается текст Агады, рассказывающей об освобождении евреев – каждый, кто голоден, пусть войдет и ест; каждый, кто нуждается, пусть войдет и празднует Песах».
По словам Берла Лазара, главная задача, стоящая перед молодыми раввинами, заключается в том, «чтобы все гости пасхальной трапезы стали активными участниками седера, чтобы каждый из них вышел из–за стола с новым пониманием того, что такое вера в Б-га». Раввин пояснил, что «именно в этом заключается суть праздника Песах – в выходе за пределы грубой материальности египетского плена навстречу подлинной духовной свободе, означающей служение единому Творцу». В завершение встречи раввин Лазар пожелал всем успешной поездки и сказал, что «Песах – это не только воспоминание о событиях трехтысячелетней давности, но и призыв к каждому человеку почувствовать себя по-настоящему свободным». Следует добавить, что в поездке также принимают участие четверо сыновей раввина Лазара.
Отмечать праздник в этом году начнут вечером 3 апреля. Песах продлится восемь дней и закончится вечером 11 апреля. Начало и конец праздника совпадают с шаббатом, что налагает на иудеев ряд дополнительных ограничений. В Московском еврейском общинном центре пройдут одновременно несколько пасхальных трапез. В общей сложности в них примут участие несколько тысяч человек.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ПЕСАХ
Песах – восьмидневный праздник весны и свободы начинается накануне 15 дня месяца Нисана по еврейскому лунному календарю. Он посвящается одному из главных событий библейской истории – Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства, рождению еврейского народа, как нации.
Слово Песах означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло около 1200 года до н.э.
До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом. Во время пасхальной недели хамец в пищу не употребляется. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду; посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Часто в семье хранится особая посуда для Песаха.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза – седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб – маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре – особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который в канун Песаха должен вернутся на землю.
Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».
Источник: http://www.ravvinat.ru