Слава Цукерман много лет назад снял для телевидения хит 1970-х – музыкальную комедию "Водевиль про водевиль", художественный фильм со Смоктуновским "Ночь на размышление", целый ряд научно-популярных картин. Для голливудской элиты Цукерман – свой человек. Для многих американских зрителей его фильм "Жидкое небо" – культовый. Когда Цукерман сообщил о решении уехать из СССР, директор Центрнаучфильма был потрясен: чего Славе не хватает, ведь он один из самых успешных режиссеров научно-популярного кино. В Израиле Цукерман сразу же пошел в гору. Его документальная лента о православных священниках и монахах "Жили-были русские в Иерусалиме" получила первый приз на Голливудском фестивале телефильмов. Причем с ним конкурировали классики – например, Крис Маркер. Местные продюсеры были потрясены, газеты наперебой писали, что Цукерман – лучший режиссер страны. Когда Слава приезжал из Иерусалима в Тель-Авив и пил капуччино в клубе "Бейт Соколов", очередь писателей выстраивалась перед его столиком, предлагая свои книги для экранизации. Однако из Израиля Слава уехал. Директор Израильского телевидения был шокирован не меньше московских коллег. Вместе с женой и верной соратницей Ниной Керовой он улетел в США – без вида на жительство в этой стране, без права на работу, сбережений, хорошего знания английского языка. Но у него был безумный план – снять здесь через 4-5 лет независимый фильм. И в 1983 году Слава снял "Жидкое небо". Успех превзошел все ожидания. В Нью-Иорке, Бостоне, Вашингтоне фильм продолжал идти в одних и тех же кинотеатрах в течение почти четырех лет! И все это время у касс кинотеатров стояли очереди. Владельцы нью-йоркского кинотеатра "Waverly" даже подумывали о том, чтобы переименовать его в Liquid sky – "Жидкое небо". Только в нем картина Цукермана заработала больше миллиона долларов – вдвое больше, чем стоило ее производство! Американская пресса изобиловала восторженными откликами. За американским успехом последовал международный. В Германии "Жидкое небо" побило рекорды доходности. В Японии фильм, по мнению местных критиков, изменил лицо и обычаи целого поколения кинозрителей. Пару лет назад картина снова вышла на экраны Японии и снова имела огромный успех. "Жидкое небо" получило награды на пяти международных кинофестивалях. После успешного проката "Жидкого неба" Цукермана пригласили в Голливуд. Там он провел несколько месяцев, общаясь с элитой американского кинематографа. Френсис Форд Коппола, Дино Ди Лаурентис, Роберт Реме (глава студии Universal, позже президент Американской академии кино, той самой, что присуждает "Оскары") предлагали Славе режиссерскую работу. И, тем не менее, он покинул Голливуд. Цукерман вернулся из Голливуда в Нью-Йорк, создал собственную компанию Cinetron и начал снимать рекламу, клипы, документальные фильмы. От многочисленных предложений из Голливуда и России он отказывался. И все-таки два года назад Цукерман взялся за съемку фильма по "Бедной Лизе" Карамзина. Коллеги отговаривали его. "Кого может заинтересовать в Америке русская сентиментальная история ХVIII века? – И кому может в сегодняшней России понравиться американизированная версия русской классики, снятая на английском языке?" Цукерман советов не послушался. "Бедная Лиза" получила Гран-при "Гранатовый Браслет" на VII Российском кинофестивале в Гатчине, приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Нью-Йорке. Оценили ее и американцы. Во время премьеры фильма в самом престижном киноклубе Америки Anthology Film Archives фильм был представлен в программе, как "возможно, самый роскошный независимый фильм всех времен". Фильм «Перестройка» очень необычный проект даже для Цукермана “Я люблю парадоксы, — говорит Слава, — все мои фильмы и моя жизнь ими полны, однако мой последний проект побивает рекорд по количеству связанных с ним парадоксов. Начать с того, что этот, по всей видимости, самый русский из всех снятых мною фильмов, на самом деле во всех отношениях американский фильм. Он снят целиком на американские деньги. Почти все главные роли в нем исполняют известные американские актеры: Мюрей Абрахам (получивший Оскара за исполнение роли Сальери в “Амадеусе”), Сэм Робардс, Алли Шиди. А главное, это фильм на английском языке, и хотя я верю, что хороший фильм понятен всем во всем мире, тем не менее, адресую эту картину, прежде всего, зрителям за пределами России. Второй парадокс — хотя сюжет этого фильма очень близок к реальным событиям моей жизни и многие считают его автобиографическим, на самом деле он вовсе не обо мне”. Главный герой фильма, астрофизик Саша Гринберг, как и Цукерман, эмигрирует из СССР в 1973 году и в 1989-м году впервые после эмиграции приезжает в Россию, чтобы принять участие в Международном космологическом конгрессе. Там он встречает всех своих старых и новых друзей и переоценивает свою жизнь. Все это и составляет содержание картины. По словам Цукермана, “Перестройка” — фильм, принадлежащий сразу двум жанрам. С одной стороны, это философская притча о человеке, пытавшемся понять устройство Вселенной, но обнаружившем, что он (как, по его мнению, и все остальные представители человечества) не способен понять даже самого себя, смысл собственной жизни… С другой стороны, жанр этого фильма легче всего соотнести с библейскими пророчествами: книгами Исайи, Иеремии. Это страстный, исступленный призыв к человечеству, призыв изменить пути нашей цивилизации, по мнению героя картины ведущие к неизбежной гибели. Саше Гринбергу кажется, что всё в этом мире идет неправильно, что наука ведет к гибели множеством разных путей: от создания атомной бомбы до опытов по изменению генетики человека. То же самое происходит и с социальными отношениями: распадается семья, рушатся все общественные структуры. Я вижу “Перестройку” как сюрреалистическую фантасмагорию — гигантскую экспрессивную фреску, несущую образ обезумевшего мира” – говорит режиссер. По материалам из Интернета L
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 13 дней
до 10 Кислева -
27 Хешвана
578528 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Парадоксы режиссера Цукермана
Главная / Парадоксы режиссера Цукермана