Полина Владимировна скончалась 30 ноября в возрасте 86 лет. Прах ее будет захоронен на Новодевичьем кладбище.
Полина Гельман служила в 46-м Гвардейском (женском) Таманском ночном легкобомбардировочном авиаполку, летчиц которого фашисты прозвали "ночными ведьмами". Начав войну рядовым стрелком, она закончила ее начальником связи эскадрильи.
Летали Полина и ее боевые подруги на фанерных самолетах По-2 – тех самых прославленных в кино "небесных тихоходах" из фанеры и полотна, которые загорались, как порох, от единственного попадания. На ее счету – 860 боевых вылетов и 113 тонн бомб, сброшенных на врага. Ее имя высечено на мраморной плите Героев, установленной на Сапун-горе.
Полина оставила интереснейшие воспоминания, в которых описан ход Великой Отечественной войны с точки зрения женщины, которая всей душой ненавидит войну. "Мы бомбили наступающие по дорогам танковые колонны противника, а под нами горела Сальская степь: урожай подожгли, чтобы не оставить врагу. В те горькие ночи лета 1942 года наша житница была золотой от огня. И слезы сами собой навертывались на глаза…", – писала Полина.
Полина Гельман продолжала служить в армии до 1957 года. Она окончила Военный институт иностранных языков, в 1970 году защитила диссертацию, став кандидатом экономических наук. До выхода на пенсию в 1990 году работала на кафедре политэкономии в Институте общественных наук, где читала лекции на испанском языке.
"Полина была очень красивой, в ней было удивительное обаяние, при этом она была полна мягкости, интеллигентности". – рассказывает подруга Полины Гельман, механик ее бригады Анжелика Ирлина. – "Действительность была очень суровой, но мы никогда не слышали никаких жалоб. Впрочем, у нас все такими были, это дух нашего полка, и здесь ее нельзя отделить от других. При том, что у нас в полку – 25 Героев.
Полина была парторгом эскадрильи. А я была механиком, выполняла тяжелую работу на земле – готовила самолеты к полету. В затишьях между боями она вела партийную работу, мы делали доклады. Я, хоть об этом и немодно сейчас говорить, была кандидатом в члены партии, и именно Полина принимала меня в партию. Она была удивительным человеком, совершенно не военным. Она написала очень добрую книгу воспоминаний…"
При российском комитете ветеранов есть комиссия по связям с ветеранами зарубежных стран, и Полина занималась в нем связями с Израилем. Она неоднократно ездила туда, и сам Авраам Коэн – председатель организации, лично ее опекал. Полина любила Израиль, всегда рассказывала, как ее сердечно принимали, и, в свою очередь, откликалась на все просьбы выступить в различных организациях. От ветеранских организаций Израиля прислали венок на ее похороны…
На праздники все женщины, которые служили в 46 полку, всегда пишут друг другу, просят откликнуться живых. О многих мы ничего не знаем – теперь, с распадом Советского Союза, они оказались "за границей". Нас остались единицы, а тех, кто еще на ногах, можно посчитать на пальцах одной руки…
По материалам АЕН.