1 июля 1941 г. немцы вошли в город Дрогобыч на Львовщине, с 1939 г. ставший советским. До войны в Дрогобыче жили 13 500 евреев. Скоро начались расстрелы, а в конце июля евреи были заключены в гетто. Уже в 1942 г. около 5 тыс. евреев были отправлены в лагерь Белжец, других продолжали расстреливать, а в июне 1943 г. оставшиеся узники гетто были уничтожены – за исключением рабочих и ремесленников, в работе которых оккупационные власти были наиболее заинтересованы. Но и они были в августе 1944 г. отправлены в Белжец.
И все же несколько сотен евреев выжило. Одни укрылись в лесах, другие спаслись благодаря гуманизму и мужеству праведников народов мира. Один из них – майор Вермахта и член НСДАП с 1932 года Эберхард Хельмрих.
Высокий блондин, майор выглядел как истинный ариец. Сначала он возглавлял местное территориальное управление продовольствия и полевых работ, потом стал его финансовым директором.
Ему повезло: в отличие от других арийцев он не воевал на Восточном фронте. Но Хельмрих не довольствовался теплым местом. Расовая идеология наци была ему отвратительна, и он стал делать все возможное, чтобы помочь местным погибающим евреям.
В условиях острой нехватки продовольствия в гетто, Хельмрих регулярно поставлял в еврейскую больницу гетто продукты, тем самым спасая многих от голодной смерти. Предложив командованию организовать поставку овощей и фруктов на фронт, Хельмрих создал закрытый трудовой сельскохозяйственный лагерь, где трудились около 130 евреев – мужчин и женщин, – избежавших, таким образом, отправки в лагерь смерти. Когда поступил приказ не использовать евреев на сельскохозяйственных работах и лагерь пришлось распустить, Хельмрих добился перевода заключенных в соседние аналогичные лагеря, отсрочив их депортацию в лагерь смерти и увеличив шансы выжить.
Но если ради такой помощи евреям у Хельмриха еще могли найтись отговорки для командования, то прямое их спасение было сопряжено с огромным риском. И майор шел на этот риск. В служебной машине его польский шофер периодически вывозил евреев из гетто через посты СС, и Хельмрих по несколько дней прятал их на своей вилле, пока их не удавалось вывезти из города. Он раздобыл фальшивые свидетельства об украинском происхождении для почти десятка евреек и отправил их на сравнительно безопасную работу в Германию. Недавно, в ходе ремонта дома, где жил майор, на чердаке нашли множество паспортов и свидетельств о рождении евреев, надежно спрятанных офицером.
От своих подчиненных Хельмрих всегда требовал человечного отношения к заключенным. По целому ряду свидетельств, даже в самые страшные моменты нацистских зверств, “евреи Хельмриха” чувствовали его доброту и слышали слова поддержки.
Остается добавить, что Эберхарда Хельмриха во всем и самоотверженно поддерживала его жена, Доната.
Эберхард и Доната Хельмрих, к счастью, остались в живых – вместе с теми, кого им удалось спасти. Он был удостоен звания Праведника народов мира в 1965 году, она – в 1986 г. Раздел “Вид помощи” в их досье в Яд-Вашем скупо констатирует: “Предоставление убежища, снабжение предметами первой необходимости, фальшивые документы, организация побега, другое”.
Но жизнь дает свои зигзаги. Два будущих Праведника народов мира, рука об руку прошедшие через смертельный риск всю войну, после войны развелись, а Хельмрих потом женился на одной из спасенных им евреек и поселился в США.
Впрочем, это интересная частность. Главное – другое. В интервью после войны они сказали: “мы в полной мере осознавали риск и груз ответственности, но решили, что пусть у наших детей родители лучше будут мертвые, чем трусливые”.
У их детей были великие родители.
Читайте также