Интересный народ евреи – редко оставляют после себя что-то материальное, кроме научных изобретений. Синагоги в большинстве мест были уничтожены или перестроены со временем в музеи. Могильными плитами обычно выкладывали мостовые. В лучшем случае, некоторые из них оказались, в конце концов, в этнографических музеях. В некоторых городах сохранились, так называемые, Еврейские кварталы. Сегодня – это либо элитное жилье, как в Праге, либо жилье для мигрантов. Евреев там нет. Архитектурных особенностей, как правило, тоже.
В Салониках, от более чем двухтысячелетней истории еврейской общины осталось две синагоги, бывший Еврейский квартал, виллы, музей, участки на новом кладбище и кампус городского университета, построенного на месте старого еврейского кладбища, разрушенного по приказу нацистов. В земле под зданием университета, общежитиями, библиотекой и студенческими кафешками лежат останки сотен тысяч евреев живших в Салониках. Мне кажется логичным, вспомнить об этих людях именно здесь. На территории кладбища – кампуса установлен памятник погибшим в Катастрофе. Памятник – итог, памятник – боль.
Итак, упоминания о первой еврейской общине относятся к 140 году до н.э. Мимо ходили всякие, впоследствии, всемирно известные проповедники, но община их проигнорировала.
В результате распада Римской империи, Салоники стали вторым по значимости, после Константинополя, городом Византийской империи. Различные императоры последовательно издавали антиеврейские законы разной степени жестокости. Очень немногие выпали из основной линии “партии”. Отличился Алексий I Комнин – столкнувшийся с крестоносными и мусульманскими бандитами. Он, видимо, быстро понял, что рассчитывать можно только на евреев, и облегчил налоги.
Беньямин из Туделы в 1096 году упоминает о 500 евреях в городе. Во второй половине XIV века в Салоники прибывают еврейские мигранты из Венгрии, Прованса и Каталонии. Ашкеназы построили свои синагоги, сефарды – свои, а романиеты – продолжали молиться в своих. Два еврея – три синагоги. В XV веке формируется итальянская община и усиливается сефардская. Синагоги того периода были уничтожены пожаром в 1917 году.
В 1430 году Салоники перешли под власть турок. Во многом благодаря этому, город превратился в убежище для марранов, сефардов и беженцев из Северной Африки.
Евреи были заняты во всех областях жизни. Среди них были ремесленники, шахтеры, ювелиры и торговцы. Порт не работал по субботам до 1917 года. В городе существовало тридцать независимых общин. В период расцвета они составляли около 20000 евреев.
В XVI веке город становится крупнейшим духовным центром. Здесь жили и творили каббалисты Йосеф бен Шломо Тайтацак и Шломо Алкабец, галахист Ицхак бен Шмуэль Адарби, экзегет Моше Альмознино, поским Шмуэль бен Моше де Медина (Рашдам), Йосеф бен Давид ибн Лев и Шломо Авраам ха Коэн. Шломо Молхо изучал здесь каббалу и познакомился с равом Йосефом Каро. Среди преподавателей медицины был Аматиус Лузитанский – один из первых упоминавший о закупорке сосудов и проводивший вскрытие.
Дон Иехуда Гедалия основал еврейскую типографию, просуществовавшую до начала Второй Мировой Войны.
В XVII веке несмотря за эпидемии и пожары община достигла тридцати тысяч человек (около половины населения города).
Салоники оставались важным очагом еврейской учености: жившие здесь галахические авторитеты Хаим Шабтай (Махархаш), Давид Конфорте, Хасдай бен Шмуэль ха-Кохен Прахия и Ахарон бен Хаим Аврахам ха-Кохен Прахия пользовались широкой известностью.
В 1657 году в Салониках поселился Саббатай Цви (Шабтай Цви) – но про него и его последователей я напишу в следующий раз.
В 1900 году в городе жило коло 80 000 евреев. Кроме существующих ешив появилась школа Альянс. В 1908 году многие евреи поддержали революцию младотурок. В городе возникли сионистские объединения Агуддат Бней Цион и Маккаби. В 1917 году большая часть города была уничтожена пожаром. Около пятидесяти тысяч евреев остались без крова. Правительство выплатило компенсацию, но не разрешило жителям вернуться во вновь отстроенные кварталы. Многие решили эмигрировать в Египет, США, Италю, Францию. Представители влиятельных семей Флорентин, Реканати, Молхо и Узиэль подались на Святую Землю. Результаты их деятельности – банк Дисконт, Хайфский и Тель-Авивский порт, районы Тель-Авива существуют и процветают до сих пор.
В середине 30х годов ХХ века в Салониках жило около шестидесяти тысяч евреев. Антиеврейские беспорядки 1932-34гг. и пожар в еврейском квартале повлияли на дополнительную волну репатриации.
9 апреля 1941 в Салоники вступили германские войска. Про то, что происходило дальше и происходит сегодня, я напишу в следующий раз, а сейчас – про кладбище. Вы помните, там, где сегодня университет?
Так вот, в декабре 1942 года, кладбище, существовавшее с XV века снесли. Около пятисот тысяч памятников были использованы для строительства зданий (в частности, общественных туалетов) и мощения улиц.
Если потратить много времени на поиск, то можно прийти и положить камушек к памятнику, находящемуся на территории кампуса – кладбища. Камушек памяти уничтоженному посмертно еврейству города Салоник.
Автор: Анна Нисневич.
Читайте также