В городе Падуя родились два самых известных в духовных еврейских кругах представителя семьи Луцатто.
Оба, безусловно были “революционерами”. Первый из них – известный каббалист, автор множества книг; другой – противник каббалы, основатель “науки о еврействе”.
Рабби Моше Хаим Луцатто (РаМХаЛь) (1707-1746).
РаМХаЛь один из величайших каббалистов, единственный, из поздних мудрецов, чей авторитет признают и почитают все направления ортодоксального иудаизма. Он родился в семье преуспевающего торговца, кроме иврита и арамейского, владел древнегреческим, латынью, французским и итальянским. Он учился в иешиве р.Й.Басана и в университете Падуи. Уже в двадцать два года он создал общество “Хеврат мевакшей Ашем”, под его руководством изучавшее сокровенные знания. Его медитативные молитвы приводили к тому, что он с невероятной скоростью записывал полученную информацию. Слава о выдающемся каббалисте быстро распространилась по еврейским общинам. Уникальные способности РаМХаЛя не всегда шли ему на пользу. Р. Моше Хагиз заподозрил юного каббалиста в связи с мессианской сектой. Это было естественно, ведь не за долго до этого еврейский мир был потрясен событиями связанными с мжемессией Шабтаем Цви. РаМХаЛь лично ответил на письмо присланное р.Хагизом: «Перед лицом всего народа я заявляю, что не грешу тайно и не придерживаюсь нечестивого учения… Я не пророк и не сын пророка». Его поддержали виднейшие итальянские раввины, но община запретила ему публиковать свои сочинения, которых к тому времени было более сорока. На него наложили херем – отлучение. Он вынужден был уехать в Франкфурт, затем Амстердам, затем Акко. Он и его семья погибли во время эпидемии чумы. Ему было сорок лет.
РаМХаЛь написал более сорока книг, некоторые из них до сих пор не изданы.
Для того чтобы познакомить вас с трудами РаМХаЛя я приведу несколько цитат из одной из его книг – “Месилат Йешарим”.
“Месилат Йешарим” (Путь Праведных) вышла его книга в Амстердаме в 1740 году. Она посвящена вопросам этики. Книга построена на знаменитом высказывании раби Пинхаса бен Яира, приведенного в Талмуде и перечисляющего этапы возводящие человека к святости и пророчеству: «Изучение Торы приводит к сознательности, сознательность ведет к расторопности в выполнении заповедей, расторопность ведет к нравственной чистоте, нравственная чистота приводит к удовлетворенности малым, удовлетворенность малым ведет к чистоте души, чистота души ведет к благочестию, благочестие приводит к смирению, смирение ведет к боязни греха, боязнь греха ведет к святости, святость ведет к пророчеству…» (Авода зара 20б).
РаМХаЛь поясняет как достичь каждого из перечисленных качеств.
“Человек постоянно пребывает как бы посреди битвы, поскольку все обстоятельства его жизни… ставят его перед испытаниями… Человек окружен со всех сторон! Но если он сумеет стать настоящим бойцом, выстоит и победит в этой битве — он достигнет совершенства и близости к своему Творцу» (Месилат йешарим гл. 1).
Эта ситуация обязывает человека нести ответственность за свою судьбу, а от его духовного состояния зависит судьба всего мира.
РаМХаЛь пишет: «Этот мир пребывает в неустойчивом равновесии. И если человек тянется за материальной стороной мира и удаляется от Творца, он тем самым разрушает себя и разрушает весь мир. Но если человек владеет собой и стремится прилепиться к Творцу, используя материальные блага мира лишь как инструменты в своем служении, — он возносит себя и Вселенная возносится вместе с ним».
Многие книги РаМХаЛя переведены на русский язык. По моему, изучение наследия РаМХаЛя сегодня является необходимым звеном в развитии любого думающего и духовного человека.
Прошло чуть больше ста лет и в Падуе поселился сын ремесленника из Триестра – Шмуэль Давид Луццатто.
Он самостоятельно приобрел глубокие знания в еврейской философии. Был поэтом, переводчиком, комментатором ТаНаХа, одним из основателей иудаистики (науке о еврействе). Много лет он преподавал в раввинской семинарии в Падуе.
Ш.Д.Луццатто сочетал еврейское религиозное образование с европейским. Он считал иудаизм этическим и историческим феноменом, находящимся в основе общечеловеческой культуры. Его литературное творчество оказало большое влияние на литературный иврит новейшего времени. Широко известны его научные сочинения посвященные книге пророка Исайи и переводу Онкелоса и Аквилы.
Благодаря литературной деятельности Ш.Д.Луццатто возрадился интерес к средневековой еврейской поэзии. Он выступал против ассимиляции и разработал систему основанную на вере в откровение и избранность еврейского народа. По его мнению, в истории человеческой культуры действуют два противоположных фактора – эллинизм (эстетическое начало) и иудаизм (этическое начало). Борьбу этих культурных “кодов” Луццатто прослеживает в истории религиозной философии и в истории литературы. Носителями подлинного иудаизма он считал ТаНаХ, Талмуд, РаШИ. Их противоположностью считал Маймонида и Баруха Спинозу. К кабале относился отрицательно и считал ее несовместимой с иудаизмом. Луццатто считал, что иврит и еврейская литература служат инструментом развития еврейского духа в человеке. Он поощрял возвращение евреев в Эрец-Исраэль и уповал на ее возрождение.
Луццатто был одним из основателей общества Мекицей нирдамим. Это общество, название которого переводится как “Пробуждение спящих” поставило своей целью издание произведений средневековой еврейской литературы и подготовку научных изданий связанных с этой темой.
Два человека, два Луццатто ходили по улицам гетто Падуи, два человека молились в синагогах Падуи, два человека оставившие свой след в истории человечества.
Но, про улицы, синагоги и еврейские кладбища Падуи я напишу в следующий раз. Бли недер.
Читайте также