Много лет назад, познакомился я как-то с одним человеком, перед праздником зашедшим в синагогу. Приятный пожилой уже человек, типичный провинциальный интеллигент. Бывший инженер, в американской эмиграции увы не преуспевший, но и в райском болоте соцпособий не увязший, а с достоинством сохраняющий на лице выражение человека, зарабатывающего свой хлеб.
В разговоре я посочуствовал болезненной красноте его глаз, предположив, что у него какая-нибудь аллергия. Нет, сказал он, это от работы. В моем воображении возникли картины химического производства, ядовитые пары и прочее, но и это оказалось неверным. Он работал в security. В ночную смену. На престижном объекте. Совсем по-русски это означало: ночной сторож в клубе. Работа, по его словам, интересная, спать ночью совсем не хочется, вот только мысли одолевают…
И тогда я произнес два слова. Бывает так иногда: слова вылетают почти сами собой, вроде глубокого смысла не преисполненные, а оказываются именно тем, что должно было в этот момент прозвучать. Вот так однажды, услышав от знакомого рассказ о его семейных неурядицах, я сказал ему: «Это поправимо!» – и, долго ли – коротко ли, семья не развалилась, хотя все, с кем он до того советовался, в один голос уговаривали его разводиться. Ночному же инженеру я сказал: «Пишите мемуары!»
И началось.
Мой дружеский совет обрек меня на тесное и продолжительное знакомство с плодами долго зревшего, копившегося и жаждущего вырваться на свободу творческого потенциала. Я прошел через все. Мне пришлось и прочитывать, и, насколько возможно, редактировать, и поздравлять с очередными публикациями (о да!) в изданиях с тиражом, равным количеству русских магазинов в округе, помноженному на двадцать. Ну и конечно, выслушивать изъявления сдержанной благодарности за писательскую путевку в жизнь.
Но вы знаете, несмотря на кокетливое вступление к этому рассказу, я об этом ничуть не жалею. Я даже этим горжусь. Нет, мировая литература не обогатилась нетленными шедеврами. Но зато человеческая душа обрела счастье самовыражения. Скрытое в глубинах сознания, памяти, чувств – раскрылось и стало достоянием многих, и кому-то, наверное, показалось полезным и интересным.
Один умник сказал недавно: “Если б мне довелось пообщаться с человеком из далекого прошлого, труднее всего было бы объяснить ему тот факт, что у меня в руках есть устройство, дающее доступ ко всему богатству знаний, накопленных человечеством, а я при его помощи рассматриваю картинки с котятами и спорю с людьми, которых в глаза не видел”. Он прав, но мне кажется, самая главная ценность Интернета все же не в этом, а в том, что для миллионов людей он стал инструментом самовыражения. Сколько замечательных, познавательных или смешных произведений, наполняющих блогосферу и зачастую расползающихся из нее по печатным изданиям, никогда бы не увидело свет, если б не было этой самой блогосферы.
Самовыражение – это обретение высшей из доступного человеку степени свободы. Это выше чем свобода существования (жизнь без репрессий), свобода передвижения (жизнь без заточения) и даже выше, чем свобода слова (жизнь без кляпа). Это устранение преград, скрывавших, может быть, даже от него самого таящийся в нем целый мир сил и возможностей.
На самом деле, согласно Каббале и учению хасидизма, так же формулируется и наше предназначение в этом мире – раскрыть заложенный в материи бесконечный духовный потенциал. Именно с этой задачей наши души приходят в этот мир. И именно поэтому духовный путь народа Израиля исторически начался с Исхода из Египта, с обретения свободы. И даже время Исхода – весенний месяц Нисан – несет в себе тот же мистический заряд энергии освобождения. Каждый день этого месяца дает нам дополнительные силы преодолевать свои внутренние теснины (что на иврите обозначается тем же словом, что и Египет), чтобы высвободить глубинный потенциал нашей души и превратить свою Внутреннюю Монголию в Land of the Free.