Иногда он вёл себя странно. Время от времени он подходил к мезузе на двери комнаты, в которой жили мы вместе в общежитии ешивы, клал на неё руку и что-то быстро бормотал. Причём он старался, чтобы на это не обращали внимания. Что он бормотал, зачем он это делал – я, разумеется, не решался спросить прямо: ведь если человек старательно пытается сделать что-то незаметно, нужно делать вид, что ты действительно не замечаешь.
Но после тяжёлого теракта, прогремевшего в считанных метрах от меня, он сам рассказал мне смысл своих действий…
Баал-Шем-Тов говорил, что люди, которых мы видим, подобны для нас зеркалам. Если мы видим у ближнего какой-то недостаток, значит, он есть и в нас, иначе мы не обратили бы на него внимания. И нужно это для того, чтобы мы исправились. Не бывает такого “просто так увидели”. У всего есть причина.
Подобную мысль высказал недавно и раввин Лазар на фарбренгене, который прошёл в “Марьиной Роще” несколько недель назад. “Если мы видим или слышим, что кто-то находится в беде – мы недаром увидели и услышали это. Значит, мы можем этому человеку помочь! Не бывает такого “просто так услышали”, тем более в отношении страданий другого человека”.
Одним из самых известных еврейских мудрецов был рабби Акива. Он начал учить Тору в сорок лет, и для этого ушёл далеко от дома. Вернулся домой он после двенадцати лет учёбы. Подходя к дому, он услышал, как соседка говорит его жене: «Что за муж у тебя? Двенадцать лет дома не был!» А жена ответила соседке: «Он учит Тору. Если бы он мог меня слышать, я сказала бы ему, чтобы оставался, если нужно, ещё двенадцать лет». И рабби Акива, не заходя домой, повернул назад в ешиву и провёл в ней ещё двенадцать лет, и когда он вернулся домой, он уже был величайшим мудрецом своего времени.
Но есть и ещё одна история о рабби Акиве. Она рассказана в трактате «Кала рабати». Однажды рабби Акива шёл в одиночестве по пустыне и повторял выученное. И встретил он человека – голого, почерневшего, который быстро бежал, неся вязанку дров. Рабби Акива велел тому человеку остановиться и спросил, что с ним. И ответил тот: «Я давно умер, и каждый день ангелы-мучители велят мне собирать дрова, а потом сжигают меня на них. И это за то, что я нарушил все заповеди Торы!» Спросил его рабби Акива: «Не слышал ли ты от тех ангелов, есть ли для тебя способ освободиться от мучений?» Ответил тот: «Слышал. Говорят они: если бы у этого несчастного был сын, который в общине говорил бы кадиш, а община отвечала бы «Да будет имя Его великое благословенно», который говорил бы «Благословите…», а община бы отвечала «Благословен Г-сподь благословенный вовеки веков» – немедленно освободили бы его от наказания». Спросил рабби Акива о его имени и его городе, и пошёл туда. Придя в тот город, спросил рабби Акива, остался ли сын у такого-то человека. «У этого злодея? Есть сын, и он даже не обрезан!»
Взял рабби Акива этого молодого человека и стал учить его Торе и молитвам, и стал тот юноша вести молитву, и произнёс кадиш и «Благословите…», и ответила община то, что полагается отвечать. В ту ночь явился рабби Акиве во сне тот умерший и сказал: «Да будет тебе дарован покой за то, что ты даровал мне покой!»
Сравните две эти истории. Рабби Акива не желал тратить минуты даже на свидание с любимой женой, он спешил скорее вернуться к изучению Торы, если уж жена дала ему разрешение. И тот же рабби Акива тратит часы и дни на то, чтобы научить совершенно несведущего в еврействе молодого человека молитвам! Почему?
Рабби Акива понимал, что он повстречал душу покойника не случайно. Это означало, что требуется именно его помощь. Не нанять учителя, не поручить ученикам – нет, ему самому нужно было заняться помощью этой несчастной душе и не менее несчастному сыну.
В то время, когда я учился в ешиве, в Иерусалиме произошло несколько страшных терактов. Я проходил со своим соседом по комнате рядом с местом одного из них. В то время, как я побежал к месту взрыва, чтобы попытаться помочь раненым, мой товарищ остался на месте. Когда я вернулся, спросил его: «Что ты делал, пока я был там?» Он ответил: «Я читал Теѓилим за выздоровление раненых. Я всегда читаю Теѓилим, когда я слышу о беде людей и не могу сам помочь». Тут я понял, в чём секрет странного поведения моего соседа: как только он слышал с соседней оживлённой улицы сирену «скорой помощи», он подходил к мезузе и читал псалом – ради здоровья и благополучия больного, роженицы, всех, кого сейчас «скорая помощь» везёт к врачам.
Если мы что-нибудь видим или слышим – это неспроста. Если мы слышим о чужой беде, значит, наше дело помочь. И запрещено, именно запрещено думать «ну что я один могу сделать…»
На исходе этой субботы состоится ежегодная трапеза «мелаве малка» центрального благотворительного фонда «Керен Хая-Мушка». Уже семнадцатый раз мы соберёмся ради организации, которая не умеет отказывать. Кто бы ни нуждался в помощи, в какой бы области жизни ни нужна была помощь, мы стараемся помогаем. И благодаря помощи Всевышнего у нас получается помочь.
А чтобы нам и дальше не пришлось отказывать просящим, нам нужны вы. Если вы поможете нам, мы поможем другим. И никто не может сказать «ну что я один могу сделать». Каждый может.
А фрейлахн Шушан Пурим, гут шабес
Шия Дайч.
Читайте также