«Тебе нужно только следить, чтобы дети не били друг друга», – так сказал мне директор учебного заведения с исключительно серьёзным выражением лица.
Это было перед рождением нашего первого сына. Расходы вот-вот должны были сильно возрасти, и я, посоветовавшись с моей дорогой женой, решил всерьёз взяться за поиски какой-нибудь работы, в свободное от учебы в колеле время. Это значит, что работа должна была занимать не больше одного-двух часов, утром или вечером. Условия непростые, но тем интереснее поиски.
Я раскрыл газету и просмотрел рубрику «Требуются работники». Я искал работу в районе Иерусалима, где мы тогда проживали.
«Детскому учебному заведению требуется сопровождающий в утреннюю развозку», – это единственное объявление из многих десятков, которое показалось мне подходящим в моих условиях.
Интервью с директором продолжалось всего несколько минут. Как уже было сказано, я должен был только следить, чтобы дети пребывали в целости и сохранности. «Это особые дети», – отметил директор между делом. Я был молод и немного наивен, так что не сразу понял, что имеется в виду.
Через два дня ранним утром я уже стоял в месте, которое мне указали. Машина развозки приехала, я вошел, уселся рядом с водителем, который не произнес ни слова, и мы пустились в путь. О, этот путь многому научил меня в жизни.
Мы прибыли по первому адресу, и в машину вошел мальчик лет 9-ти. По его лицу сразу было заметно, что он особый ребёнок и сильно отличается от своих сверстников. Мы продолжили путь и объехали остальные 20 адресов, в каждом месте к нам присоединялся новый ребёнок, сильно отличающийся от тех, которых я видел до сих пор.
Крики и вопли, ссоры и слёзы, пакеты с едой, вылетающие из рюкзаков, которыми кидались дети – вот первый приём, который был мне оказан, и это начисто выбило меня из колеи. Я абсолютно не ожидал ничего подобного.
Наконец, мы прибыли к воротам учебного заведения, и к этому моменту я уже ясно понял, что такая работа не для меня. Я не психолог, не терапевт и не коррекционный педагог. Для работы с «особыми детьми» нужны особенные люди, имеющие особый подход…
В разделах Торы, выпадающих на ближайшие недели, мы читаем том, как сыны Израиля жили в Египте и как Моше был избран Всевышним на роль освободителя. Ему было необходимо объявить об этом евреям и потребовать свободы для них у фараона. Он выполняет это, как послушный сын своего Отца и верный пастырь своих братьев – приходит к сынам Израиля и возвещает им, что Б-г увидел их страдания и обещал вскоре освободить их. Но вместо того, чтобы обрадоваться этой вести, евреи, как написано, «не услышали Моше из-за малодушия и из-за тяжкой работы».
Что-то не так в этой фразе. На первый взгляд, сначала нужно было написать «из-за тяжкой работы», а потом уже – «из-за малодушия». Ведь понятно, что когда человек долгое время обречён на тяжкий рабский труд, он становится малодушным. Этот вопрос задают многие комментаторы, и существует множество красивых ответов.
Но я подумал – может быть, дело в том, что Тора учит нас важному жизненному принципу: душевный настрой, с которым мы приступаем к работе, влияет на саму эту работу.
Если мы пришли в малодушном состоянии, работа будет тяжёлой. Но если мы берёмся за работу с радостью, ища и замечая в ней только позитивные моменты – работа будет лёгкой.
Сыны Израиля тяжко страдали днём и ночью, и неудивительно, что это привело к малодушию; а это душевное состояние, в свою очередь, привело к тому, что работа стала казаться им ещё более тяжёлой.
Тем вечером, беседуя с моей женой в нашей тесной квартирке, я решил изменить образ моих мыслей и своё отношение к этой работе и попробовать ещё раз. На следующее утро я снова стоял в назначенном месте. Я встречал этих детей, обладающих особой душой, с искренней широкой улыбкой, рассаживал их в машине правильным образом, пел им песни, рассказывал истории и шутки – слава Б-гу, мне удалось превратить время поездки в приятное событие для детей. И не только для них, но и для себя!
Через две недели директор вызвал меня на встречу и сказал: «Удивительно, не только дети прибывают в школу без синяков и царапин, но даже их рюкзаки доезжают в целости и сохранности! Как ты это делаешь?» И добавил: «С этого дня твоя зарплата увеличивается вдвое!» «Хвала Всевышнему!» – ответил я с волнением.
И так сказал Всевышний перед освобождением евреев из Египта: «И выведу я вас из-под ига(сивлот) египетского, и избавлю вас от вашей работы».
На иврите слово сивлот может иметь два значения: от слова севель (страдание) или от слова савланут(терпение). Всевышний говорит евреям: выходя из Египта, вы оставляете здесь страдания, которыми сопровождался ваш труд из-за вашего малодушия; отныне любая ваша работа будет делаться на основе терпения и силы духа, а потому она будет для вас лёгкой».
Старая пословица гласит: «Не место красит человека, а человек – место». Немного переиначив её, можно сказать: «Человек меняет работу, а не работа меняет человека».
Всё зависит от нас, от того настроя, с которым мы возьмёмся за работу, от нашего позитивного подхода к месту и к окружающим.
И да будет воля Всевышнего, чтобы мы как можно скорее удостоились полной и истинной свободы!
Гут шабес,
Шия Дайч.
Читайте также