Про четыре вида растений, на которые произносят благословение в праздник Суккот, в Мидраше сказано, что они олицетворяют четыре типа евреев.
Этрог — плод, у которого есть и вкус, и запах, — подобен еврею, который и изучает Тору, и исполняет заповеди.
Лулав, плоды которого имеют только вкус, символизирует того, кто изучает Тору, но мало уделяет внимания исполнению заповедей.
Адас, наоборот, имеет лишь запах и олицетворяет еврея, исполняющего заповеди, но не изучающего Тору.
А арава, лишённая и вкуса, и запаха, представляет еврея, который ни не учит Тору, ни не соблюдает её заповеди.
Изучение Торы символизирует «вкус», потому что это понятное, ощутимое действие. Исполнение заповедей, напротив, связано с верой и готовностью действовать даже без полного понимания — как запах, который нельзя потрогать, но он всё же ощущается.
Среди всех этих категорий есть одна непростая — еврей, который изучает Тору, но не живёт по ней. Ведь изучение Торы теряет смысл, если не выполнять то, что в ней написано. Гмара говорит о таком человеке, что лучше бы ему не родиться! Но если и такие люди исполняют хотя бы часть заповедей, в чём тогда отличие между ними и «Этрогом», у которого есть и вкус, и запах?
Ответ прост: «Лулав» тоже исполняет заповеди, но большую часть жизни посвящает именно изучению Торы. Для него Тора — главное в служении Всевышнему.
И здесь есть удивительный смысл: хотя «Этрог» кажется самым совершенным из всех плодов, благословение в Суккот мы произносим именно на Лулав. Ведь «Этрог» делит внимание между Торой и исполнением заповедей, а Лулав символизирует тех, кто полностью посвятил себя Торе, сделал её смыслом и сутью своей жизни.
В начале года мы произносим благословение именно на Лулав, и это символизирует Тору. Подобно этому, в начале жизни, в начале нашего духовного пути, мы должны посвятить хотя бы часть времени изучению Торы, чтобы она осталась с нами на всю жизнь.
Читайте также