Про четыре вида растений на которые произносят благословение в праздник Суккот, в Мидраше сказано, что они олицетворяют четыре вида евреев. Этрог – плод у которого есть и вкус и запах, похож на еврея который исполняет заповеди и учит Тору. Лулав, плоды которого имеют только вкус, олицетворяет того, кто только изучает Тору. Адас – наоборот, имеет только запах и олицетворяет исполняющего заповеди еврея. У Аравы нет ни запаха, ни вкуса – еврей который не учит Тору и не соблюдает её заповеди.
Изучение Торы олицетворяет вкус, так как вкус это понятное и ощутимое чувство. Но в исполнении заповедей важно само действие, даже если мы не понимаем смысла. Поэтому они похожи на запах, ведь он тоже не так ясен, как вкус.
В числе всех категорий и видов евреев есть один непонятный вид – еврей, который учит Тору, не исполняя её заповедей. В изучении Торы нет смысла, если не исполнять заповеди, записанные в ней. О таком изучении Гмара говорит, что лучше было бы если такой человек вообще не рождался! Таким образом понятно, что такие евреи тоже исполняют заповеди, но тогда какая разница между ними и Этрогом, который имеет и вкус и запах?
Ответ очень прост: “Лулав” также исполняет заповеди, но большую часть времени посвящает изучению Торы и Тора – главное в его служении Всевышнему. И тут мы видим интересную вещь: несмотря на то, что «Этрог» кажется нам совершенней других плодов, в начале года благословение мы произносим именно на Лулав! Ведь «Этрог» не посвящён полностью Торе – он также исполняет заповеди, а в благословении мы упоминаем Лулав, тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Торе, она является из повседневной работой.
В самом начале года мы читаем благословение на Лулав, посвящаем начало – Торе. Так и в начале жизни – если его посвятить Торе, она останется с нами на всю жизнь.
Читайте также