Несколько дней назад вся страна содрогнулась после того, как стало известно о жутком убийстве, совершённом одним молодым человеком. В ходе первичного допроса, проведённого полицией после его задержания, выяснилось, что его мать помогала ему скрыть улики! Вследствие этого её тоже арестовали, и теперь обоим грозит тяжёлый приговор — многие годы тюрьмы. Житель Москвы, который держит меня в курсе российских событий и рассказал мне эту новость, просто кипел от возмущения таким поведением матери.
Затем разговор перешёл на тему воспитания и каникул, которые длятся слишком долго. Хотелось бы, чтобы сделали их короче, а то дети болтаются без дела. И тут я вспомнил притчу, которую рассказала мне мама, когда мне было девять лет.
«Жил-был один ловкий вор. Всех он мог ограбить, и власти никак не могли поймать его. Но, как известно, “сколько верёвочке ни виться, а кончику быть”, и вот однажды его поймали с поличным. Судья вынес самый суровый приговор: повесить его на городской площади, чтобы другим неповадно было.
Как водится, перед казнью заключённому предоставили право на последнее желание. Он попросил увидеться с матерью. Её подвели к нему перед тем, как он должен был взойти на эшафот. Он наклонился к её уху — и внезапно укусил её за ухо. Откусил его!
Поражённым стражникам вор объяснил: “Когда я был маленьким и впервые украл какую-то мелочь и рассказал матери, моя мать промолчала. Потом, когда мои кражи стали чаще, мать слышала об этом — и молчала, и ничего мне не говорила и не делала. Это ухо, которое всё слышало — оно виновато. Оно привело меня к тому, что меня сегодня казнят”».
Эту притчу приводит р. Йосеф Хаим, автор «Бен иш хай», в своём комментарии к трактату Авот. Рассказанная моей мамой, она проникла в меня до глубины костей. Я стал тогда ещё больше уважать свою маму, следившую за моим воспитанием. Ведь сказано в книге «Мишлей»: «Кто жалеет наказание — тот ненавидит своего ребёнка, а кто любит его — тот с детства наставляет его».
Читайте также