Знаете, как-то было время, когда еврейский народ жил в изгнании, но жил припеваючи. Забылись сожженные города и сотни тысяч убитых, забылись первые годы страданий и унижений на чужбине. Жизнь входила в колею, а евреи выбивались в люди. И не просто выбивались в люди, а играли весьма заметную роль в жизни страны, попутно ассимилируясь, и стараясь быть как все. Последнее звучит знакомо, верно?
И вот, когда евреи, казалось, пребывали на вершине благополучия, были произнесены слова, которые тоже могут показаться очень знакомыми: «Есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный, во всех странах… И законы их иные, нежели у всех народов, и законов царя они не выполняют, и не стоит царю оставлять их жить».
Это было сказано две с половиной тысячи лет тому назад в Вавилоне министром Аманом царю Ахашверошу. Сказано исчерпывающе. После этих слов ни речи Сенеки-младшего, ни памфлеты Мартина Лютера, ни «майн Кампф» уже не блещут новизной. Какого бы положения в правительстве, науке и экономике евреи ни добивались, сколько бы пользы они ни приносили и как бы они ни старались быть как все, все равно – евреи не такие как все, евреи другие, евреи вредны, евреев не должно быть…
Как-то в одной из газет я прочитал интересную статью о «массовом количестве художественных произведений, словарей, энциклопедий, раскрывающих огромные заслуги еврейского народа перед человечеством». Помимо, конечно, Еврейской Энциклопедии, тут и «Знаменитые евреи», и Российская Еврейская Энциклопедия, и «Евреи в русской культуре» и т.д. Все это, конечно, достойно великой гордости – и заслуги перед человечеством и обилие посвященной этому литературы. Но потом я вдруг подумал, что почему-то никогда не слышал ни о Российской Татарской Энциклопедии, ни о сборнике «Знаменитые чукчи», ни о серии «Жизнь замечательных удмуртов». Для кого мы издаем эти книги? Для себя? Вообще то, конечно, да. И какой же еврей не любит посчитать нобелевских лауреатов. Но только ли для поддержания в себе должного градуса национальной гордости? Ведь это и для них. Может быть, главным образом для них. Чтобы предъявлять при случае:
– Маца на крови? Зато взгляните: «Вклад евреев в медицину».
– Все евреи эксплуататоры? Ну-ка, почитайте: «Евреи и революция».
– Хилые-плюгавые? Извольте-ка: «Евреи-спортсмены».
– Носы у нас кривые? Зато сколько пользы мы вам приносим.
Почему мы все время что-то кому-то доказываем?! Тем, кто нас уважает, абсолютно все равно, в какой энциклопедии поселились Маркс, Эйнштейн и Троцкий: в «Британике» или в Краткой Еврейской. А тем, кто нас ненавидит, абсолютно наплевать на все наши заслуги и на всю приносимую человечеству пользу. Как сказала царица Эстер тому же Ахашверошу: «ведь враг не считается с ущербом царя». И чем выше процент евреев среди нобелевских лауреатов, тем сильнее они (не лауреаты) нас ненавидят. И лишь только, не дай Б-г, кто-то бросит клич, то ни гора заслуг перед человечеством, ни баррикады из томов Еврейской Энциклопедии не остановят погромщиков.
Ни теория относительности, ни теория перманентной революции не будут аргументом в споре с убийственной (буквально) логикой объяснения удивительного факта отсутствия воды в кране. И когда нас в очередной раз попытаются решительно призвать к ответу за то, что почему-то ее в кране нет, то нас спасет не вклад в мировую культуру, а лишь сам Всевышний. Как было две с половиной тысячи лет тому назад, и как было и будет всегда. Лехаим!
Предоставлено журналом “5-е Измерение“