В преддверии поста 17-го тамуза раввин Берл Лазар обратился к еврейской общине.
«Самый тяжелый, самый трагический период в истории нашего народа – это три недели между постом 17 тамуза и постом 9 ава. Это время называется «зман бейн а-мецарим» – «период между утеснениями». 17 тамуза в Иерусалим ворвались войска римского императора, 9 ава был разрушен Храм. А во время исхода из Египта 17 тамуза случилась еще одна трагедия – Моше рабейну разбил скрижали, потому что народ предался идолопоклонству.
В память об этих печальных событиях день 17 тамуза мы проводим в посте и молитвах. Но это не только, да и не столько для того, чтобы вновь воскресить в памяти черные страницы прошлого, сколько для того, чтобы извлечь из этих событий правильные уроки.
В чем главный урок падения Иерусалима? Причиной этой трагедии стала «синъат-хинам» – беспричинная ненависть между людьми, отсутствие единства в нашем народе. Иерусалим был не просто нашей столицей: в книге Теилим он назван «городом, сливающим воедино», городом-объединителем. Когда среди нашего народа возникали раздоры, это сказывалось на судьбе Иерусалима: приходили захватчики, захватывали город, разрушали Храм. Соответственно, если мы хотим исправить положение и восстановить Храм, мы должны проявить «ахават-хинам», бескорыстную любовь друг к другу, помогать ближнему, когда ему трудно, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо.
В этом году идея «ахават-хинам», наверное, имеет особую актуальность. 17 тамуза приходится на шабат, день праздника. Поэтому пост переносится на следующий день. Само то, что 17 тамуза мы в этом году веселимся и славим Б-га, становится символом нашего выхода на путь исправления ошибок. И наша главная задача в этот день и во весь период до 9 ава – делать все, что в наших силах, чтобы показать Б-гу, себе и людям, что мы поняли прежние ошибки и впредь ничего подобного не допустим.
И еще одну важную вещь мы должны понять в эти дни. То, что скрижали были разбиты, то, что Иерусалим пал – это не наказание, не кара, а сигнал от Б-га, что мы вели себя неверно. Г-сподь побуждает нас исправиться именно потому, что любит нас! И, когда мы правильно принимаем этот сигнал и ведем себя так, как нам заповедано в Торе, пост превращается в повод для радости. Как сказано у пророка Зехарьи: «Пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого сделаются для евреев радостью и веселым торжеством: только любите истину и мир!»
Да, пост, который мы держим сейчас, это воспоминание о горе. Но это воспоминание становится поводом для радости, когда мы делом доказываем, что не повторим ошибок прошлого, что мы едины, любим друг друга и помогаем друг другу. Думаю, что в прошедшие два года, когда у всех нас были тяжелые испытания из-за эпидемии, мы смогли реально проявить и взаимопомощь, и доброту, и единство. И дай Б-г, чтобы дальше мы проявляли эту «ахават-хинам», бескорыстную любовь, все больше и больше, приближая тем самым окончание времен «бейн а-мецарим», приход Машиахаи восстановление Храма!».
Историческая справка: Пост 17 Тамуза — один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), постом 10 тевета и 9 Ава.
Траурный пост 17 Тамуза связан с тем, что 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор II) начал осаду Иерусалима, а 17 Тамуза его солдаты проломили городскую стену. Это стало началом конца еврейской державы. Тремя неделями позже, 9 Ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм.
Пост 17 Тамуза начинает траурный период в еврейском календаре, который длится 3 недели, вплоть до 9 Ава. Эти 3 недели траура называют неделями «Бейн аМецарим» — буквально «между теснин», т. к. эти дни находятся между двумя траурными постами (17 Тамуза и 9 Ава).
Читайте также