В преддверии Йом-Кипура президент ФЕОР Александр Борода обратился к еврейской общине
«Дорогие друзья!
Мы стоим на пороге самого ответственного, самого важного и торжественного дня в году – Дня искупления. Десять дней назад свершился Б-жественный суд, Всевышний вынес приговор каждому из нас о судьбе на будущий год. И эти 10 дней – дней покаяния, совсем небольшой период, отведенный человеку, чтобы задуматься, успел ли он исправить все прошлые ошибки, попросить прощение у тех, кого обидел, взять на себя доброе решение, которое способно изменить строгий приговор?
Еврейские мудрецы постановили три пути искупления: «тфила» – молитва, «цдака» – справедливость и «тшува» – раскаяние.
В наших молитвах мы просим Всевышнего даровать нам благо на будущий год – здоровье близких, финансовый достаток, успех в работе и в личной жизни.
Помогая нуждающимся, нам стоит помнить, что цдака – это, прежде всего, – восстановление справедливости, что Всевышний дал нам материальное благополучие не просто так, а сделал его в наших руках инструментом исправления мира.
Искреннее раскаяние означает, что человек полностью усвоил урок и не повторит впредь допущенных ошибок. Здесь уместен простой пример, который, казалось бы, не имеет прямого отношению к Йом Кипуру, – один человек постоянно опаздывал, и в итоге пропустил очень важный рейс на самолет. Отныне он дал себе слово выходить из дома всегда на 15 минут раньше запланированного времени, и эта привычка значительно улучшила его жизнь и изменила его самого. Так и наши грехи: когда мы берем на себя смелость признать их и даем обет больше не оступаться, допущенная в прошлом ошибка уже не принадлежит нам, а принадлежит тому, кем мы были раньше. Преодолённый грех становится инструментом духовного роста, ведь проблемы и кризисы создают новые возможности.
В Йом Кипур я желаю всем нам этими возможностями воспользоваться. Пусть будет скреплена твердой печатью Ваша запись в Книге Жизни!»
История праздника
В еврейской традиции Йом-Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом-Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом-Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.
Тора предписывает в Йом-Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.
Чувство благоговения перед Йом-Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.
Читайте также