В обращении говорится:В эти дни наш народ отмечает радостный праздник Хануки – в нынешнем году он начинается вечером 25 декабря и завершается 2 января. История праздника восходит к событиям, происшедшим более двух тысяч лет назад. Тогда евреи жили под властью сирийского деспота Антиоха, который пытался заставить нас поклоняться идолам, а отказывавшихся велел безжалостно убивать. Евреи во главе с семьей хасмонеев, восстали против злого царя – и, хотя их было мало, а армия Антиоха была крупнейшей в античном мире, они одержали победу и освободили Иерусалим. Тогда Б-г явил нам великое чудо: освященный елей, которого нашлось лишь на сутки, горел в светильнике Храма восемь дней и ночей – как раз в то время , которое было нужно для изготовления нового елея.Наша традиция требует "праздновать 8 дней подряд и ежедневно прибавлять радости и света". Со светом все просто – каждый день в ханукальных светильниках, стоящих в каждом доме, зажигается на одну свечу больше, и эта заповедь учит нас ежедневно совершать немного больше добрых дел, чем накануне. А вот как "прибавлять радости"? Нашим предкам, которые жили во времена Хасмонеев, каждый день Хануки действительно прибавлял радости – ведь они видели, что светильник, который по законам природы должен был погаснуть, продолжает гореть сегодня и завтра, и послезавтра. Для них каждый день увеличивал чудо. Но для нас это, вроде бы, только воспоминание о чуде, которое свершилось в прошлом – своего рода годовщина. К примеру, когда родился ребенок в семье, это день радости для родителей, когда ему исполнился год – тоже, но не сравнимый с тем днем, когда младенец только появился на свет. А дальше – обычные дни рождения… ничего не поделать – с течением времени ощущение от радостного события уходит в прошлое, становиться меньше.Так как же возможно "прибавлять радость" каждый день Хануки? Наши мудрецы приводят такое сравнение. Допустим, у вас родился сын. Вы радуетесь. Родился еще один – вы радуетесь ему не меньше, чем первенцу. Если вы любите детей и хотите, чтобы их было много – с каждым новым родившимся ребенком вам все радостнее. Зато для другого человека, даже вашего лучшего приятеля, главный праздник – рождение вашего первенца, когда его друг, наконец, стал отцом. Рождению следующего ребенка он тоже порадуется, но уже не так, как появлению на свет первого.То же самое и с праздником. Если это просто воспоминание о счастливом событии прошлого – с каждым следующим поколением радости будет меньше. Так что требование "прибавлять радости" значит, что каждый из нас должен считать Хануку своим собственным праздником, ханукальное чудо – чудом, которое Б-г сотворил для него лично.А если вдуматься – разве на самом деле это не так? Конечно, сегодня мы не стенаем под игом злых царей, мы можем свободно молиться своему Б-гу, зажигать свои светильники, нести свой свет. Но разве нам не угрожают по-прежнему те же силы зла, стремящиеся уничтожить все, что дорого людям в этом мире? Разве не должны и мы, как некогда Хасмонеи, идти на все, чтобы отстоять свободу, чтобы добавить света в окружающем мире? И разве каждый из нас, живущих ныне, не должен "добавлять света" – каждый день совершать больше добрых дел, каждый день делать окружающий нас мир чуть лучше?Вот главный урок Хануки: во все времена, в каждом поколении человек должен отстаивать правду Б-жью. Если мы это делаем – сила правды неизменно оказывается выше, чем сила зла. И тогда каждый следующий день нашей жизни прибавляет света, прибавляет радости.Главный раввин России Берл Лазар