Девятое ава не просто календарная дата, одна из многих; не просто девятый день летнего месяца ава. Этот день в концентрированном виде выражает весь трагизм, всю боль еврейской истории, этот день как бы специально выбран для того, чтобы происходило что-то ужасное. Девятого ава – день разрушения первого и второго Храма, а также многих других трагических событий: от библейских времен до середины ХХ века. Девятое ава – день поста: в течение суток нельзя ни есть, ни пить. Таково внешнее выражение нашей скорби. Каждый из нас испытывал боль от потери близких. Как бы ни велика была боль, со временем она смягчается, время лечит. Это нормально. Совсем не то в отношении Девятого ава. Со временем боль нисколько не утихает, она передается от поколения к поколению. С момента разрушения второго Храма прошло почти две тысячи лет. Между тем мы переживаем это событие так, как если бы оно произошло вчера. С точки зрения еврейского религиозного понимания мира, трагические события в жизни отдельного человека, равно как и всего народа, – следствие греха: чем больше грех, тем значительней последствия. Есть притча об отце, который, тщетно перепробовав все меры исправления сына, решается на нечто экстраординарное: изгоняет сына из дому. Изгоняет не потому, что больше не любит его: боль разлуки должна пробудить совесть сына, заставить его пересмотреть свою жизнь и обновленным вернуться к отцу, по-прежнему любящему своего сына и ждущего его возвращения.Это притча о небесной педагогике. Б-жественное Присутствие обитало в Храме. Это было очевидно всем, ощутимо всеми – даже физически ощутимо. Об этом сохранилось множество свидетельств. Разрушение Храма – космическая катастрофа, лишившая нас полноты общения со Вс-вышним. Чтобы восстановить разрушенное, необходимо осознать ситуацию разлуки, в которой мы пребываем, ужаснуться ей и всем сердцем, всем существом устремиться к Б-гу. Физическому восстановлению Храма должно предшествовать восстановление Храма в сердце: праведная жизнь в исполнении заповедей, в молитве, в любви к Б-гу и ближнему. Я говорю сейчас не об отдельных праведниках: отдельные праведники были всегда, есть они и сегодня, но для восстановления Храма, для прихода Мессии необходима "критическая масса" праведности, решимости и любви всего народа. Скорбь о разрушенном Храме, которая не покидает нас никогда и которой полностью посвящен день Девятого ава, – залог нашего возвращения к Отцу. Кто не скорбит Девятого ава, не испытает радости возвращения. Наша великая скорбь, потенциально содержит в себе великую радость. Поэтому пророк Исайя говорит: "Возрадуйтесь с Иерусалимом радостью все скорбящие о нем", – и ему вторят мудрецы Талмуда: "Всякий кто скорбит по Иерусалиму, удостаивается увидеть его в радости". Удостаивается увидеть в радости не только в будущем, но уже и сегодня – в сердце своем.Главный раввин России Берл Лазар
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 15 дней
до 10 Кислева -
25 Хешвана
578526 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Обращение главного раввина России
Главная / Обращение главного раввина России