В главе Торы “Тецаве” описывается устройство золотого жертвенника, который находился внутри Святилища. В предыдущей главе, “Трума”, рассказывалось о медном жертвеннике, который размещался во дворе Храма. Давайте сфокусируем наше внимание на их сходствах и различиях.
Наши мудрецы, рассуждая о назначении и свойствах обоих жертвенников, говорят: “Жертвенники никогда не принимают на себя туму – ритуальную нечистоту”. Другими словами, они не могут быть осквернены ни при каких обстоятельствах – они имеют иммунитет к духовной скверне. Но почему? На этот вопрос мудрецы дают два ответа.
Согласно первому мнению, жертвенник подобен земле: как землю невозможно осквернить, так и жертвенник не принимает на себя ритуальную нечистоту. Другие мудрецы объясняют это свойство тем, что тума передается только от предмета к предмету. Жертвенник же, по большому счету, не является вещью – ведь это всего лишь металлическая оболочка, полая внутри. По отношению к тому, что находится внутри, самой оболочкой можно пренебречь. Следовательно, жертвенник сам по себе – ничто, а то, чего нет, не может быть осквернено.
Чему нас может научить данный спор мудрецов о причинах духовной устойчивости одного из предметов Храма? Тем более в наши дни, когда у нас нет ни самого Храма, ни его жертвенника.
Каждый еврей представляет собой подобие Святилища – место, где раскрывается Шхина, Б-жественное присутствие. Подобно тому, как в храмовой службе используется различная утварь, так и в душе любого из нас существуют разнообразные “сосуды” и “приспособления” для работы со Святостью.
Иногда в сфере нашего сознания, чувств или поступков проявляются нежелательные факторы. Они мешают нам вдумчиво изучать Тору, сосредоточенно молиться, добросовестно исполнять заповеди. Иногда эти “некошерные” аспекты выдают себя за безобидную индивидуальность нашего характера, а порой – прямо противопоставляют себя Всевышнему. И в первом, и во втором случае следует признать, что “сосуды и принадлежности” нашего внутреннего Храма восприняли туму, то есть стали ритуально нечистыми. Такое Святилище перестало служить жилищем для Творца, и чем быстрее оно будет очищено, тем быстрее благословение Всевышнего вернется к этому человеку.
Как и в любом народе, среди евреев есть богатые и бедные. Причем, говоря о достатке или нужде, подразумевается не только финансовое благополучие, но и “духовный капитал” человека. Согласно талмудической традиции, там, где в Торе говорится о золотом жертвеннике, содержится намек на праведников, а там, где упоминается медный, – на грешников. Но и у тех, и у других внутри их собственного Храма стоит “жертвенник” – тот уровень души, который невозможно ни замарать, ни осквернить. Именно жертвенник делает Храм Храмом, ведь Святилище было построено в для служения Творцу. И именно эта незыблемая частичка души делает нас евреями, которыми мы остаемся в любом месте и в любое время.
В свете этого комментария можно пересмотреть, о чем же на самом деле спорят мудрецы.
Как мы помним, одни сравнивают жертвенник с землей, по которой все ступают ногами, землей, которая терпит все. В хасидском смысле это означает, что когда нас осаждают полчища посторонних мыслей и желаний, нужно “наступить на них”, лишить их права голоса в нашем внутреннем Храме. Тогда, подобно земле, наш внутренний жертвенник останется чистым.
Согласно второму мнению, жертвенник – не более чем покрытие, оболочка из золота или меди. Согласно хасидскому объяснению, это значит, что уровень нашего благосостояния, как материального, так и духовного – не более чем обертка нашей души. Тот факт, что одному человеку его бизнес (“золотое покрытие”) мешает заниматься Торой, а другому его бедность (“медное покрытие”) не позволяет приобрести все необходимое для исполнения заповедей, – это лишь оболочка, мешающая разглядеть то, что внутри. А внутри у них обоих святая неприкосновенная душа – внутреннее пространство жертвенника – непреодолимое желание служить Творцу. Поэтому и сказали мудрецы, что по отношению к содержимому можно пренебречь оболочкой.
Когда сквозь обертку нашей души прорвется на волю истинное призвание каждого из нас, исчезнут мнимые различия между нами, и станет очевидным, что все мы – составные части единого целого, великого и святого Храма, имя которому – народ Израиля.
По материалам беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей Сихот”, том 3.
Обработка и перевод Д. Б. Байтмана