Однажды, вспоминая прошлое, мама рассказала мне, как однажды я потащил скатерть, на которой стояла красивая ваза. Она прибежала из кухни, услышав звук падения. «Мне было досадно, и хотя ты был еще маленьким, ты это заметил. И с невинностью ребенка сказал мне: Не волнуйся! Я возьму нитки и иголку и сошью все куски!..»
Существует интересное сходство между мацой в ночь Седера и трублением в шофар в Рош ѓа-шана. В начале пасхального Седера принято разламывать среднюю мацу. А один из звуков шофара называется «обломки» – «шварим». Песах празднуется в память о нашем исходе из Египта, и трубление в шофар также служит для памяти. А еще: над сломанной мацой и под ней лежат листы целой мацы, и в трублении шофара до «обломков» и после «обломков» звучит целый протяжный звук «ткиа».
Наша жизнь полна перемен, взлетов и падений, кризисов, сложных ситуаций, что-то ломается, но еврейская традциция учит: до слома все было целым и после слома все будет целым!
Каждое утро в утренних благословениях мы произносим: «Душа, которую Ты мне дал, чиста. Ты создал ее, Ты сотворил ее, Ты вдохнул ее в меня и Ты хранишь ее во мне, и ты возьмешь ее у меня, ивернешь ее мне в грядущем». Наша душа была целой до прихода в мир и будет целой после ухода из него, и в каждый трудный момент разбитая маца и звуки «шварим» напоминают ему, что до и после – все целое.
И в отличие от вазы, которую невозможно починить, наша душа преодолевает переломы, воскресает и живет так, как заслуживает еврейская душа.
Читайте также