«Москва – Тель-Авив»: свобода слова и социальная ответственность без поправки на национальность
Нового главного редактора «Москва – Тель-Авив» удалось поймать буквально «на бегу». Рабочий график Александра Хаминского сверстан ужасно плотно. Но кроме встреч с деловыми партнерами, депутатами, банкирами и предпринимателями сегодня в нем нашлось немного времени и для нашего интервью.
О Вас известно как о практикующем юристе, основателе психиатрической клиники, журналисте, общественном деятеле. Вы выступаете в стольких ипостасях, что о том, кем Вы себя считаете в большей степени, наверное, лучше бы поинтересоваться у Вас самого?
Действительно, кроме юридической компании, я возглавляю Центр клинической психиатрии, где бесплатно помогают детям с задержкой психоречевого развития, аутизмом, детям с синдромом Дауна. Стараюсь оказывать таким семьям и материальную помощь. Охотно участвую в волонтёрских проектах, помогаю приютам для бездомных собак… Но поскольку всему этому в моей жизни постоянно зарезервировано немало места, я особенно ценю те нечастые моменты, когда могу побыть кем-то одним. Как сейчас, например, когда я только новый главный редактор замечательного журнала «Москва – Тель-Авив».
Это похоже на недуг, причем по вашему профилю…Я про постоянное раздвоение, растроение, раздесятирение…
Много лет возглавляя психиатрическую клинику, приобретаешь определенный опыт. Главное – научиться отличать навыки работы «на нескольких фронтах» от случаев, где пора ставить себе диагноз. Чтобы этого однажды не произошло, я обязательно три раза в неделю хожу в спортзал, занимаюсь боксом и фитнесом. Полностью переключаюсь с умственной деятельности на работу над телом.
Александр, полагаю, что обычно после этого вас спрашивают, остается ли у вас хоть немного времени на семью или, скажем, сон. А мне хочется уточнить, для чего при такой и без того колоссальной нагрузке, вам еще и редакторский пост? Зачем Вам журнал?
Я пишу всю свою жизнь, много пишу. С детства – рассказы, стихи, потом пришло время юридических документов, аналитики, проектов нормативных актов. Сейчас я еще веду колонки в нескольких бумажных и электронных журналах, пишу статьи, публицистические очерки, веду блоги в ЖЖ и на портале Сноб – их очень многие читают, кстати. Я давно выступаю в качестве эксперта по юридическим вопросам, по медико-социальным, выступаю на острые общественно-политические темы. Так что главред – это вершина поступательного развития, завершение очередного витка эволюции. И наверняка – начало нового.
А чего стоит ожидать читателям «Москва – Тель-Авив»? Ведь смена главреда – это зачастую и кардинальные изменения в издании, в редакционной политике?
Ничего кардинального уж точно не произойдет. Главное – интересные материалы интересных авторов об интересных событиях – мы обязательно сохраним. А изменения, если они и будут, не затронут привычного читателям лица издания. Прежде всего, они коснутся интернет-версии журнала. Сейчас есть сайт, можно почитать pdf-ку, а мне хочется создать полноценный информационный портал с возможностью обратной связи, общения и обсуждения материалов, дискуссий с читателями. Нужен узнаваемый интерфейс, интуитивно понятная навигация, удобная мобильная версия сайта.
Как получилось, что из одного из авторов МТ вы становитесь главным редактором? Юдит Бабаева стояла у истоков создания журнала, была его вдохновителем…
Терроризм. Психиатр ставит диагноз
И с Юдит, и с издателем МТ Арсением Нахимовым нас давно связывают самые теплые отношения, по-настоящему дружеские. Не так давно семья Юдит решила сменить место жительства, а это означает, что журналу требуется новый главный редактор. Согласитесь, трудно быть им «на расстоянии», нужно принимать личное участие во всех моментах, связанных с внутренней кухней, общаться с героями материалов. А Юдит, возвращаясь к вашему вопросу, журнал не покидает, она по-прежнему будет работать в нём и для него.
Медиа-менеджеру необходима определенная гибкость, чтобы соответствовать читательским ожиданиям, да и еврейская община крайне неоднородна. А Вам лично присущ, как говорят, достаточно авторитарный стиль управления. Не боитесь сложностей?
«МТ» всегда нравился мне тем, что он по-настоящему интернационален, и по содержанию, и по людям, в нем работающим. Конечно, нас интересует и «еврейский взгляд», и еврейская тематика вообще, мы будем продолжать писать и об иудаистских традициях, и о современности. Но с самого начала журнал строился, как светское издание для самой широкой читательской аудитории, не имеющей национальной или конфессиональной привязки. А что до авторитарности, то если под ней подразумевать перфекционизм и высокие требования как к себе, так и к людям, с которыми делаешь общее дело, – да, это безусловно имеет место. Но, как показала практика, позволяет выпускать информационный продукт высочайшего качества.
Сейчас активно обсуждается тема свободы слова вообще и в средствах массовой информации в частности. Дискутируют о границах, принципах работы и ответственности. А что по этому поводу думаете вы?
Вы знаете, что, свобода слова относится к таким вещам, которые должны быть apriori. О ней стоит говорить только тогда, когда её нарушают, причём, не важно: говорящий что-либо или получающий информацию. И здесь на первое место выходит воспитание и следование или, наоборот, непринятие каких-то общепризнанных ценностей. В эпоху соцсетей «свободу слова» все чаще стали подменять правом на облаивание всего и вся. Для меня свобода слова – это прежде всего право и возможность свободно выражать свою точку зрения, при наличии таковой, конечно. Это и право быть услышанным. Никто не вправе отменить свободу слова, и в качестве редактора я не собираюсь ее ограничивать, но стиль уважительного отношения к собеседнику и лучшие традиции русской журналистики необходимо чтить и сохранять.
Вот вы сказали о традициях, о важности сохранения русского языка, но ведь говорим мы, в сущности, о еврейском издании. Что может быть важнее для народа, чем возможность говорить на родном языке?
А наши читатели живут не только в Израиле или в России. Среди них очень много людей, живущих и в других странах. И всех их объединяет только одно: они говорят на русском языке, считают его родным. Именно этим, помимо своих тем, журнал объединяет людей. И русский язык становится не просто средством коммуникации, но и инструментом межнационального общения.
Александр, вы как-то сказали, что из всех видов вашей деятельности прибыльной является только юриспруденция, все остальное – и клиника, и журналистика, и благотворительные проекты – финансируется вами за счет собственных средств. Журнал Вы планируете продолжать делать содержательным и интересным, значит, и рекламы в нем будет не так уж много? Финансирование – опять за вами?
Знаете, я очень хочу, чтобы вокруг меня люди были здоровы во всех смыслах этого слова. Чтоб было здорово общество. И все, что я в жизни делаю, подчинено этой основной цели. Конечно, лечить, учить, помогать и просвещать – дело совсем неприбыльное с коммерческой точки зрения. А если мерить поступки мерой своей совести – это единственный способ. Нужно просто больше зарабатывать. Чтобы иметь возможность делать и отдавать.
Автор Лейла Шац
Полностью с тобой согласен, всех благ и успехов!