Кажется, есть категории, безусловно позитивные в сознании человечества: мудрость, трудолюбие, верность. Противоположные же категории (глупость, безделье, измена), кажется, единодушно осуждаются. Разумеется, стоят на полке немым укором консенсусу “Похвала глупости” Эразма Ротердамского, “Похвала безделью” Бертрана Рассела и “Похвальное слово непостоянству” неизвестного китайского средневекового мыслителя, но книги эти скорее исключения, подтверждающие правило.
И если есть у этого консенсуса сердцевина, то в ней – мир (в смысле тишь да гладь), как всеобщая и неоспоримая ценность. Начнут люди о чем-нибудь спорить – их тут же пытаются вразумить словами кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно”.
Еврейская традиция издревле не только допускала разногласия в рамках иудаизма, но и поистине освящала как одну из важнейших ценностей махлокет лешем шамаим (“спор во имя истины”).
Раби Йосеф ибн-Каспи в книге “Мецареф лакесеф” отмечает удивительный по силе намек в истории праотцев. Итак, у нашего предка Эвера (в честь которого нас и зовут евреями) был сын – Пелег (в переводе – раскол, спор, конфликт), а потому праотца нашего Авраама можно называть не только Авраам-аиври (сын Эвера, буквально – “человек с другого берега”), но и Авраам-апалги (сын Пелега, буквально – “раскольник”). Если хотите, Абрам Раскольников. “Все мы, дети его, склонны к спорам и расколам, к дискуссиям и препирательствам”.
Известны слова мудрецов (трактат Авот, 5:17): “Всякий спор во имя истины останется, а спор не во имя истины – не останется”. Слова эти так привычны нашему уху, что мы и не задумываемся, а что же собственно означают слова “останется – не останется”. Ясно, что это высказывание хвалит искренний и бескорыстный спор и осуждает политические дрязги. И все же, как точнее перевести слова мудрецов? Обратимся к комментарию рабби Овадии из Бартануры: “Всякий спор во имя истины останется, то есть, люди, ведущие его не будут потеряны для еврейства, не погибнут, потому приведен в пример такого конфликта спор между учениками Гилеля и дома Шамая, ведь и те, и другие остались евреями, а спор не во имя истины – не останется, как было в истории с Корахом и общиной его, ведь ничего не осталось от них”. Таким образом рабби Овадия устанавливает связь между мотивами спора и судьбой спорщиков. Многие комментаторы (например, “Акедат Ицхак”) понимают слова мудрецов иначе: “Всякий спор во имя истины останется, то есть будет длиться из поколения в поколение, а спор не во имя истины – не останется, то есть быстро будет разрешен”.
Так или иначе, споры сопровождают евреев из поколения в поколение, они свойственны нам до такой степени, что слова благословения “и будешь собранием народов”1 могут быть поняты так: “потомки твои всегда будут отличаться друг от друга, как если бы были из разных народов”2. Шадаль в “Йесодей атора” говорит о том, что различия между евреями не только не являются негативным фактором, но и естественны, ведь не создал Всевышний людей одинаковыми, а у евреев это проявляется ярче, чем у других.
Можно сказать, что евреи подарили миру две значимые (и порой воспринимаемые как взаимоисключающие) ценности: миролюбие и культуру дискуссии.
Еврейский путь состоит не в том, чтобы весь народ, как один человек, шагал в ногу к светлым далям, и не в том, чтобы брат не слышал брата и опровергал каждое его слово. Наш подход учит спорить, не теряя голову и сердце, спорить ради истины и мира, не оскорбляя оппонента и не отказываясь от “своей правды”. Кот Леопольд был, разумеется, милейшим созданием, и его слова “ребята, давайте жить дружно”, звучат вполне по-еврейски, но нуждаются в существенном дополнении: давайте жить дружно, не изменяя себе и не пытаясь подстроиться под другого. Давайте спорить, не переходя на личности и стремясь только к одному, к истине. Без вражды.