В связи с обсуждением законопроекта о донорстве органов в Федерации еврейских общин России приветствовали такую практику, но указали на принципиальный момент, который должны учитывать медики, больной и его близкие.
“В еврейской традиции донорство органов – не просто разрешенная вещь, но и с точки зрения большинства раввинов заповедь – спасение жизни другого человека. Главный же спор, который возникает среди современных законоучителей, это что является моментом смерти человека – смерть мозга или смерть сердца”, – заявил корреспонденту “Интерфакс-Религия” во вторник глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.
По его словам, значительная часть авторитетных раввинов считает, что смерть человека наступает только с остановкой сердца, “и даже сам умирающий в своем завещании не может решить, что его жизнь может быть прекращена уже со смертью мозга”. По мнению иудейских авторитетов, такое право человека было бы “узаконенным убийством”.
“Таким образом, донорство в том виде, в котором оно существует, когда родственники решают, что раз мозг уже умер, то человека можно отключать от аппаратов, а до этого жертвовать ряд его органов, – спорно с точки зрения еврейской традиции”, – подчеркнул Б.Горин.
Когда же речь идет о донорстве органов безусловно покойного человека, то есть того, у которого уже умер мозг, такое донорство поддерживается всеми раввинами, добавил собеседник агентства.
Отдельный разговор – о донорстве нежизнеобеспечивающих органов от живых людей, продолжил он. “Это вещь, несомненно, дозволенная, поскольку несет в себе задачу спасения жизни человека, однако подобное решение каждый человек должен принимать только сам”, – убежден Б.Горин.