5 ноября
Композитор, заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена Почета
АЛЕКСАНДР ЖУРБИН в программе «НОВОЕ И СВЕЖЕЕ»
Программу представляет Геннадий Вал
Александр Журбин – композитор талантливый и известный. В его музыкальном портфеле множество произведений: симфоническая музыка, оперы, рок-оперы, музыка к кинофильмам и спектаклям, мюзиклы, песни.
На его сайте вы можете познакомиться поближе с Александром Борисовичем.
Встреча с композитором, которая состоится 5 ноября в зале «Амфитеатр» – не первая.
Предыдущие его визиты в МЕОЦ были яркими и запоминающимися событиями.
Журбин человек элегантный, артистичный, с замечательным чувством юмора. Приплюсуйте к этим достоинствам еще и великолепную музыку и в сумме получите очень привлекательный результат. Встречу с таким человеком пропустить нельзя! Да вы и не пропустите, я в этом уверена.
Кстати. «Нью-Йорк таймс» сравнивала Александра Журбина с именитым американским композитором и пианистом Леонардом Бернстайном. Возможно, деятельность г-на Журбина проходит с меньшим международным резонансом, однако статистика достижений нашего композитора впечатляет. Рок-опера Журбина «Орфей и Эвридика» выдержала 2500 представлений подряд, а ее запись была продана тиражом более двух миллионов экземпляров.
Биография Александра Журбина
Родился в Ташкенте в семье инженеров Бориса Марковича Гандельсмана и Ады Александровны Литвак-Журбиной. До 1972 года носил фамилию отца. Окончил Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени В. А. Успенского в 1963 году и Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем — Институт им. Гнесиных по классу композиции, а также аспирантуру Ленинградской консерватории (диссертация посвящена поздним симфониям Густава Малера). Учился у таких мастеров, как Н. И. Пейко, Г. И. Литинский, А. И. Хачатурян, С. М. Слонимский и Ю. Г. Кон.
С 1970 по 1977 год жил в Ленинграде, где поставил «Орфея и Эвридику» — первую советскую рок-оперу (написана в 1975 году, поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории).
Журбин активно работал в академических жанрах, сочинив четыре симфонии (1969, 1970, 1995 годы и 2010), концерт для фортепиано с оркестром (1972), концерт для альта с оркестром (1974), концерт для виолончели с оркестром «Иерусалим» (1995), концерт для скрипки с оркестром (1999), два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, ряд произведений камерной музыки, а также вокальных циклов, ораторий и кантат. Кроме того, работал в жанре лёгкой эстрадной музыки. Написал около двухсот песен, в том числе такие, как «Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка — жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго», «Тучи в Голубом».
С 1990 по 2001 год композитор жил с семьёй в Нью-Йорке. В 1992 году организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звёзды».
С 2001 года Александр постоянно живёт в Москве.
В 2003 году А. Б. Журбину присвоено звание Заслуженный деятель искусств РФ.
В 2010 году фестиваль под названием «Александр Журбин: Музыка. Театр. Кино» был посвящён 65-летию композитора и продолжался пять недель. В том же году указом Президента РФ Александр Журбин был награждён орденом Почёта.
Из различных интервью
– Как вы ухитряетесь все успевать?
– У меня очень быстрая голова. В ней нажимается какая-то кнопка: тук! – и полилась симфония, тук! – и закружилась оперетта. Иногда кажется, что мне кто-то сверху напевает. Иногда музыка приходит во сне.
– Что никогда и ни за что не напишите?
То, во что не верю. Гимн партии, например. Ни за какие деньги не напишу пошлый шлягер. У меня были случаи, когда я писал песню и вдруг понимал, что она слишком шлягерная. И я сознательно не выпускал ее в эфир. Вот популярная песня – это да!
– Популярная – в смысле близкая к народной? Как ваши «Тучи в голубом» из фильма «Московская сага»?
– Да. Недавно был в ресторане. Слышу, поют «Тучи». Подхожу к оркестру: Здрасьте, я – автор музыки – Да ладно! Мы ее уже лет тридцать знаем.
– Не обидно?
– Нет! Для композитора такая безымянность – самая большая честь, написать музыку, которая уйдет в народ.
8 ноября
У нас в гостях — лауреат Государственной премии России, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман
«Политические лидеры XXI века» Вечер второй
Первый вечер этого цикла состоялся 19 сентября
Проект заслуженного деятеля искусств России Григория Кантора
Программу представляет Геннадий Вал
ГУСМАН Михаил Соломонович
Лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, заслуженный работник культуры РФ, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС, ответственный секретарь Всемирной ассоциации русской прессы, генеральный секретарь Организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана, автор и ведущий телевизионного проекта ИТАР-ТАСС и телеканала «Россия» «Формула власти», доктор политических наук, профессор
Михаил Соломонович родился в Баку (Азербайджанская ССР, ныне – Республика Азербайджан). Отец – Гусман Соломон Моисеевич (1904 г.рожд.), участник Великой Отечественной войны, доктор медицинских наук, профессор. Мать – Барсук Лола Юльевна. (1916 г.рожд.), по первой профессии актриса, доктор педагогических наук, профессор. Супруга – Гусман Джема Мамедалиевна (Алескерова). Сын – Вадим Михайлович (1978 г.рожд.), аспирант-медик.
В Баку Гусманы осели в конце XIX века, когда там начался нефтяной бум. Дед с бабушкой по отцовской линии приехали туда из местечка Чаусы, что под Енакиево Донецкой губернии (ныне Донецкая область, Украина), а по материнской – из Киева. К Баку этому интернациональному городу, жившему по своим собственным законам – законам товарищества, дружбы и взаимовыручки, Михаил Соломонович хранит любовь всю жизнь, изыскивает любую возможность бывать в этом городе, где к тому же похоронены его родители. Отец Михаила, Соломон Моисеевич, прошел дорогами Великой Отечественной войны. На фронт ушел младшим лейтенантом, вернулся капитаном 2 ранга. После увольнения из армии – доцент, заведующий кафедрой Бакинского медицинского института, затем – доктор медицинских наук, профессор.
Мать, Лола Юльевна, в свое время была самой многообещающей актрисой Бакинского театра русской драмы, играла на сцене главную роль в шиллеровской «Марии Стюарт». Затем окончила Институт иностранных языков, стала впоследствии заведующей кафедрой английского языка в Азербайджанском институте иностранных языков, доктором педагогических наук, профессором.
Семья Гусманов была очень дружной. В доме родителей часто собирались их друзья, в основном люди творческих профессий – музыканты, журналисты, а также государственные и общественные деятели. В такой атмосфере неповторимых встреч близких по взглядам интеллигентов, полных духовности, благородных и чистых помыслов, и рос Михаил. Присутствовать на них было для него любимым времяпрепровождением и в детстве, и в юности.
Учиться Михаил пошел в одну из престижных в то время школ Баку: № 1. В одной из таких школ, № 160, учился его старший брат Юлий. Между школами всегда шла конкуренция сначала среди учеников, а затем и выпускников. Братья продолжают соперничать в своей известности в стране до сегодняшнего дня. Особым прилежанием в школе, по признанию Михаила, он не отличался, но зато был достаточно активным парнем. Ему была интересна любая общественная деятельность, в том числе и комсомольская.
Уже в юные годы Михаил отличался не просто детским любопытством, а настоящей информационной всеядностью: интересовался всем и вся, читал подряд все газеты и журналы, смотрел все новостные информационные программы, подвергал их, как ему тогда казалось, анализу. Юлий называл его «информационным вампиром». В отличие от своих сверстников Михаил мечтал в ту пору стать не космонавтом, капитаном дальнего плавания или пожарным, а дипломатом. В 1966 году, после окончания школы, даже сделал безуспешную попытку поступить в Московский институт международных отношений. Вернувшись в Баку, стал студентом Азербайджанского института иностранных языков имени Ахундова. Учился легко, язык благодаря матери знал превосходно, остальные предметы всерьез не воспринимал, поэтому занимался больше общественной работой, возглавлял комитет комсомола института. Тем не менее вуз окончил с отличием, получив специальность учителя английского языка, поработать которым так и не пришлось.
Склонность к общественной работе, видимо, предопределила то, что Михаил после института пошел работать в Бакинский городской комитет комсомола. Затем последовала служба в Военно-морском флоте на Каспийской флотилии. Службе рядом с домом он был обязан отнюдь не усилиям авторитетных и уважаемых в городе родителей, а своему комсомольскому опыту: в штабе флотилии очень хотели заполучить к себе искушенного в комсомольских делах работника. Михаил побывал матросом, старшим матросом, старшиной, реально занимаясь общественно-политической работой, находясь на офицерской должности.
После демобилизации в 1973 году Михаила приглашают заместителем председателя в Комитет молодежных организаций Азербайджанской ССР, являвшийся одним из подразделений ЦК ВЛКСМ. Работа здесь стала отличной школой и была очень интересной, по словам Михаила Соломоновича, и нравилась ему до безумия. В его воображении рисовалось некое здание большой политики, и свой кирпичик в это сооружение будто бы закладывает он, Михаил Гусман. В этот период он окончил факультет журналистики Бакинской высшей школы политических наук – обязательное условие для успешного карьерного роста работников его плана. Еще находясь в Баку, Михаил публикуется в московских молодежных газетах, выступает на телевидении, делает документальные фильмы и радиопрограммы. Практику эту он продолжит и после переезда в Москву, когда в 1986 году получит приглашение и станет заведующим отделом прессы и информации – руководителем пресс-центра Комитета молодежных организаций СССР. Это было начало горбачёвской перестройки. Михаил активно налаживает международные связи молодежи Советского Союза с коллегами из зарубежных стран, иностранными молодежными изданиями.
А затем прямо на глазах рассыпается Советский Союз. В новых, рыночных, условиях Михаил сохраняет верность избранной работе в области информации. С 1991 по 1995 год он – директор Генеральной дирекции общественной организации информационного сотрудничества молодежи «Инфомол». В 1995 году генеральный директор ИТАР-ТАСС В.Н. Игнатенко приглашает его стать вице-президентом международного информационно-аналитического агентства АНКОМ-ТАСС, дочерней структуры ИТАР-ТАСС.
В 1997 году Михаил Соломонович переходит на работу непосредственно в ИТАР-ТАСС. С тех пор честно служит этому агентству, чем очень гордится. А гордиться, безусловно, есть чем: агентство ИТАР-ТАСС, основанное еще в 1904 году, имеет статус главного государственного агентства при Правительстве Российской Федерации, является одним из четырех ведущих информационных агентств мира, содержит 120 корпунктов в 81 стране мира, в нем работают около 2000 сотрудников. До 1999 года Михаил Гусман – начальник Главного управления международного сотрудничества ИТАР-ТАСС. С января 1999 года по октябрь 2000 года – заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС, а с октября 2000 года по распоряжению В.В. Путина – первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС.
М.С. Гусман, прекрасно знающий и любящий свою профессию, принадлежит к той категории людей, которые успевают все. Он умело расправляется с тассовской текучкой, разъезжает по миру, встречаясь с героями своих будущих материалов. Михаил Соломонович – удивительно разносторонняя личность: он не только блестящий журналист, но и прекрасный рассказчик, автор многих сценариев телевизионных фильмов и телевизионных программ.
Он руководит масштабными международными проектами: с 1999 года является ответственным секретарем Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП), с мая 2000 года – генеральным секретарем Организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана (ЕАНА). Михаил Гусман также вице-президент Европейского альянса информационных агентств, российский представитель в Межправительственном комитете ЮНЕСКО по вопросам информации и коммуникациям (IPDC). Предела своим силам и возможностям Михаил Соломонович не знает, считая, что для человека вообще и для мужчины в особенности главным и естественным всегда должно оставаться стремление максимально реализоваться. Такая напряженная жизнь как раз и помогает ему в этом.
В своем отношении к информационным технологиям Михаил Соломонович достаточно консервативен. К живому общению, по его выражению, относится лучше, чем к виртуальному. Интернетом в поиске информации пользоваться не любит.
М.С. Гусман – автор и ведущий уникального для информационного пространства страны и единственного в мире совместного телевизионного проекта ИТАР-ТАСС и телеканала «Россия» «Формула власти». Проект представляет собой череду эксклюзивных интервью с мировыми лидерами и коронованными особами. Его уникальность – в невероятно широкой географии. К 2007 году героями «Формулы власти» стали 97 глав государств – абсолютный мировой рекорд. Первое интервью Михаил Соломонович взял у президента Чехии Вацлава Гавела, которого считает символом редкого сочетания интеллекта и морали в политике. Создатель проекта побывал в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. Среди героев цикла: президенты США и Франции, Чили и Мексики, Индонезии и Южной Кореи, Украины и Азербайджана, председатель КНР, короли Швеции, Норвегии, Испании, премьер-министры Великобритании, Италии, Канады, Японии, федеральный канцлер Германии, правящий князь Лихтенштейна, Великий Герцог Люксембургский и многие другие. Всего героями «Формулы власти» стали более 100(!) глав государств и правительств. Своеобразный мировой рекорд.
Серьезнейшей профессиональной победой можно считать первое интервью с президентом США. Ведь в свое время именно М.С. Гусман вместе с В.Н. Игнатенко предсказали во время встречи с губернатором штата Техас Бушем-младшим, что тот станет президентом Соединенных Штатов Америки.
Идею программы, своеобразного профайла, личной телестранички, подсказала Михаилу Гусману фотография 197 глав государств – участников саммита-2000 в ООН. Лучшего рассказчика и лучшего гида по своим странам, чем их лидеры, наверное, не найдешь, подумал в тот момент Михаил Соломонович. Они не только гаранты конституции своих государств, но и носители, хранители традиционных ценностей своих народов. Мысль, как оказалось позднее, была удачной. Со своей идеей Михаил Соломонович пришел к генеральному директору ИТАР-ТАСС В.Н. Игнатенко, тот этой идеей загорелся, связался с телевизионными руководителями и получил их поддержку. Так, два раза в месяц вот уже семь лет на телеэкранах (сначала на ОРТ, а в последние два года на телеканале «Россия») стала появляться программа «Формула власти», выполняющая достаточно серьезную просветительную роль, поскольку много места в ней занимает рассказ о странах, их истории, культуре.
Проект чрезвычайно амбициозен и, казалось, трудно выполним. Но М.С. Гусману удалось с ним справиться. Он регулярно получает благодарственные письма. Они приходили, например, от королевы Дании, президента Австрии, президента США Буша-младшего и других. Большинство его сановных собеседников ждут сухого политического разговора, каких у них бывает сотни, и вдруг – нечто необычное, сугубо личное. Михаил Гусман дает светский портрет лидера, не пытается поставить собеседника в неудобное положение, соблюдает меру и такт. Его интересуют не политическая принадлежность и политические пристрастия, не сам феномен власти, а личность. Он – человек, которому интересно общаться с яркими людьми, обладающими властью и излучающими определенный магнетизм, раскрывать их с необычной стороны.
С самого первого, к тому же удачного интервью Михаил Гусман, поверивший в добрые приметы, выходит на встречи с ними всегда в желто-золотистом галстуке от Версаче. Эту деталь он отразил в заголовке своей книги «Формула власти. 55 интервью в золотом галстуке», изданной в 2005 году издательством «Терра». Михаил Соломонович – человек самодостаточный, потому всегда исходит из того, что с кем бы он ни беседовал, – его собеседник не выше и не ниже его: они равные, оба выполняют свою работу. Каждому интервью предшествует колоссальная работа, в ходе которой изучаются мельчайшие детали биографии, привычки героя, его вкусы, хобби. Говоря о формуле политической власти в ее прямом понимании, М.С. Гусман подчеркивает, что это сложнейшая алгебраическая формула, которая становится все сложнее и сложнее, но он эту формулу по-прежнему знает и всегда готов доказать.
М.С. Гусман – действительный член Международной академии информатизации, доктор политических наук, профессор. В 2003 году ему вместе с коллегами присуждена Государственная премия РФ за цикл телепередач «Формула власти», в январе того же года – премия Правительства Москвы в области журналистики, он – заслуженный работник культуры РФ.
Самое любимое время препровождение, которое он называет своим «главным хобби», для Михаила Соломоновича – неспешный, задушевный разговор с друзьями. С юных лет он очень любит драматический театр. Еще будучи бакинцем, он летал на спектакли Таганки с участием В.С. Высоцкого, спектакли театра «Современник» и Театра имени Вахтангова в Москву, успевая вернуться домой к новому рабочему дню. Старается не пропускать ни одного нового спектакля, будь это постановка дебютанта или маститого мэтра. Музыкальные пристрастия М.С. Гусмана: классический джаз, шансон, классическая бардовская песня, жанр, который для него с уходом В.С. Высоцкого и Б.Ш. Окуджавы, увы, ушел в прошлое. Живет и работает в Москве.
13 ноября
КЛУБ ДРУЗЕЙ БИБЛИОТЕКИ
Презентация новой книги Александра Кирноса «ТЫЧА».
«Жанрово, как всегда, у автора – разнообразно, а по сути: это проза – жизнь, воплощенная в слове, жизнь советского школьника, мальчика из московской рабочей семьи, курсанта ленинградской Военно-медицинской академии, молодого гарнизонного врача, взрослого человека в разных обстоятельствах…»
Программу представляет Яна Глезина
Александр Кирнос о себе
Родился в 1941 году в Чувашии, куда из Москвы была эвакуирована семья мамы. В Москву вернулись в конце 1944 года. Отца впервые увидел в 1945-м, когда бригаду морской пехоты, где он служил, перебрасывали на Чукотку. Закончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде и почти 30 лет прослужил в вооружённых силах. Начинал авиационным врачом, закончил службу ведущим хирургом госпиталя. Писал много, но в основном истории болезни. После демобилизации вернулся в Москву, работал в хирургической клинике, сейчас в благотворительном центре.
Опубликовано две книжки стихов. С 2004 г. с друзьями самостоятельно издаём литературный альманах «Складчина», где, в основном, и печатаюсь.
15 ноября
КЛУБ ДРУЗЕЙ БИБЛИОТЕКИ
Наш гость – Ливергант Александр ЯковлевичГлавный редактор журнала "Иностранная литература", переводчик, литературовед,председатель правления гильдии "Мастера литературного перевода"
Программу представляет Яна Глезина
Александр Яковлевич Ливергант родился 18 марта 1947 года в Москве. Выпускник романо-германского отделения филологического факультета МГУ. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию «Трагикомедии Шона О’Кейси и традиции Ирландского литературного возрождения». Доцент, преподаёт литературный перевод и историю зарубежной литературы в РГГУ. С 2008 года возглавляет редакцию журнала «Иностранная литература».
Перевёл на русский язык «Дневники» Сэмюэла Пипса, «Письма» Джонатана Свифта, «Письма» Лоренса Стерна, романы «Чёрная беда» Ивлина Во, «Высокое окно» и «Вечный сон» Рэймонда Чандлера, «Красная жатва» Дэшила Хэммета, «Пасынки судьбы» Уильяма Тревора, «Улики» Джона Бэнвилла, «Жертвы» Юджина Маккейба и другие книги. Работа Ливерганта по переводу, комментированию и подготовке к изданию книги «Жизнь Сэмюэля Джонсона» Джеймса Босуэлла удостоена премии фонда «Литературная мысль» (1999), а перевод романов «Леди Сьюзен» Джейн Остен и «Сокращения» Малколма Брэдбери отмечен премией журнала «Иностранная литература» (2003). Александр Ливергант также является составителем антологии «Ничего смешного. Английский, американский, ирландский юмор, сатира, пародия» (1999) и автором биографий Сомерсета Моэма (2012) и Редьярда Киплинга (2011), вышедших в серии «Жизнь замечательных людей».
18 ноября
Вечер джаза
Владимир НЕСТЕРЕНКО (фортепиано) и его трио
Программу представляет Геннадий Вал
Один из сильнейших джазовых пианистов Москвы Владимир Нестеренко профессионально владеет необычным для пианиста вторым инструментом – флейтой.
Нестеренко принимал участие во многих джазовых фестивалях, среди которых Международный джазовый фестиваль, посвященный памяти Уиллиса Коновера (Москва, 2001, с сольным проектом) и вокальный фестиваль Jazz Voices (2001 и 2004 гг., в составе квартета Михаэля Шиффеля (Германия).
Владимир регулярно появляется и на одном из самых авторитетных международных джазовых фестивалей страны – «Джаз в саду Эрмитаж».
Творческое кредо Владимира: с одной стороны – постоянный поиск новых, нестандартных идей и музыкальных решений, с другой – глубочайшее уважение к джазовым «корням», опора на богатейшие традиции джаза и академической музыки.
22 ноября
Концерт рок-группы «Чистое Небо»
Программу представляет Яна Глезина
Группа «Чистое Небо» — креативный проект молодых, талантливых музыкантов Энергия живого звука. Песни на русском, английском и иврите.
Во время съёмок дебютного клипа «Шаг» группа «Чистое неба» взобралась на крышу, собрала массовку, а также совершила невероятный шаг – пригласила миллионеров поучаствовать в съёмках клипа! И при этом были преодолены многочисленные трудности и решены многие проблемы. К примеру, как правильно взламывать чердак, чтобы протащить на крышу и свои тела, и отнюдь не маленькую музыкальную аппаратуру. И кроме всего прочего у одного из участников группы «Чистое небо» оказался разбит айфон в пылу съёмок.
26 ноября
Презентация книги народного артиста России, художественного руководителя московского еврейского театра «Шалом» Александра ЛЕВЕНБУКА
«Каверзные вопросы, или Пока склероз молодой»
Программу представляет Геннадий Вал
Александр Семенович родился в Москве.
Учился в 1-м Московском медицинском институте, участвовал в студенческой художественной самодеятельности. Тогда же сложился его дуэт с Александром Лившицем, с которым они работали на протяжении многих лет. После окончания института в 1957 году стал артистом Мосэстрады. В разные годы в программу выступлений Левенбука и Лившица входили произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Аркадия Хайта, Эдуарда Успенского, Даниила Хармса, Бориса Заходера. Их исполнительскую манеру отличали высокая культура речи и виртуозное владение техникой синхронного чтения. Они с успехом гастролировали по стране, а в 1960 году стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
С 1970 года Левенбук и Лившиц были ведущими популярной детской образовательной передачи «Радионяня», где в шутливой форме объяснялись правила грамматики, математики, хорошего поведения. В 1980-е годы начал работать на эстраде как режиссер в сотрудничестве с писателем Аркадием Хайтом. Среди поставленных им спектаклей — «Доброе слово и кошке приятно» для Евгения Петросяна и «Нет ли лишнего билетика?» для Владимира Винокура.
В 1985 году поставил в Еврейском камерном музыкальном театре спектакль «Тум-балалайка» по пьесе Хайта, который позднее был показан в Соединенных Штатах Америки, где он шел на бродвейской сцене. С 1988 года Александр Левенбук возглавляет Московский еврейский театр «Шалом». Помимо режиссерской работы, также был занят как актер в спектаклях «Заколдованный театр», «Янкель, Таке и Кадыр», «Новеллы Севелы», «Четыре чемодана в Шереметьево-2» и «Национальность? Да!».
По материалам из Интернета
L