р. Ашер Кляйн из Хайфы прислал мне статью, которую подготовил о великом гении Талмуда, и попросил меня найти сведения о его могиле: «Может быть, кто-то посетит место его упокоения, ведь на этой неделе исполняется 60 лет со дня его кончины».
Действительно, ровно 60 лет назад тогдашний главный раввин Москвы, р. Йеѓуда Лейб Левин, попросил р. Цви Бронштейна, приехавшего как турист из США, пойти в один из медицинских центров и найти великого знатока Торы, р. Ицхака Айзика Красильщикова, пока не стало слишком поздно. Вот что пишет р. Бронштейн в своих воспоминаниях:
«Позже мне стало известно, что сам р. Красильщиков попросил привезти меня к его больничной койке. Во время моих предыдущих визитов в СССР я узнал о «гаоне из Полтавы». Он не прекращал изучать Тору, несмотря на все годы, прожитые при атеистическом советском режиме, который яростно боролся против веры в Б-га и Тору Израиля. Рав Красильщиков писал свои новаторские комментарии, объяснения и оригинальные идеи на страницах Талмуда.
А в тот день я узнал о существовании еще одной монументальной работы, написанной этим выдающимся знатоком Торы. «Гаон из Полтавы» сообщил мне о том, что всю жизнь он писал книгу под названием «Твуна». Это комментарий к Иерусалимскому Талмуду в двадцати тетрадях рукописного текста. Иерусалимский Талмуд считается весьма трудным для изучения, а комментарии к нему можно перечесть по пальцам двух рук. И вот я обнаруживаю новый комментарий – в Советском Союзе!
Рав Красильщиков сообщил мне, что эти двадцать тетрадей хранятся в квартирах его двух дочерей. С помощью посланников из организации «Аль Тидом», не дававшей миру забыть о советском еврействе, я организовал их вывоз из СССР. Для этого потребовалось в общей сложности четырнадцать лет и почти двадцать посланников. Невозможно описать, какую радость вызвала в мире Торы новость об обнаружении этого духовного сокровища».
После просьбы Ашера Кляйна я обратился к р. Моше Тамарину, раввину Малаховки, и сказал ему, что ищу могилу этого великого гаона. Он сразу же ответил мне, что несколько лет назад нашел эту могилу на старом еврейском кладбище в Малаховке, и что узнал от р. Аѓарона Хазана, что сам Ребе интересовался жизнью р. Ицхака Красильщикова. На этой неделе я связался с р. Хазаном, посланником в городе Лод, и тот рассказал мне о глубоких связях его отца с «гаоном из Полтавы».
Несколько лет назад р. Тамарин позаботился об установке достойного памятника на могиле гаона. И как только он услышал от меня о шестидесятой годовщине его кончины, которая выпала на эту неделю, он позаботился, чтобы работники кладбища хорошо убрали это место, и взял на себя организацию миньяна.
Вчера, 10 ияра, ровно 60 лет спустя после того, как р. Ицхак Красильщиков передал свои глубокие труды для их сохранения в еврейском народе, а спустя несколько часов после этого его чистая душа поднялась на небеса — вчера мы стояли вместе у его могилы, читали Теѓилим, как это принято. Рав Хаим Нисан Баер сказал кадиш, а я попросил р. Велвла Раппопорта.
Рав Раппопорт повторил то, что слышал в детстве в Москве от своего учителя, рава Шнеура Пински, который был другом рава Красильщикова. Он был признан одним из величайших знатоков Торы своего поколения, всю жизнь изучал и преподавал Тору. И даже когда ситуация в СССР ухудшилась и преследования соблюдающих заповеди усилились, он не прекращал своих занятий.
В этом году евреи Москвы удостоились увековечить память об этом великом гении Торы, и это станет заслугой для его души и принесет нам благословение.
Читайте также