Среди трех больших еврейских праздников, посвященных исходу из Египта, Суккот занимает особое место. Песах – годовщина выхода из рабства, а Шавуот отмечают в годовщину дарования Торы. Эти праздники непосредственно связаны с событиями особой важности в истории нашего народа и поэтому соотнесены с определенными днями года. Праздник же Суккот, о котором в Торе сказано: “…в шалашах поселил Я сынов Израиля…” (Ваикра, 23:43), не отмечен каким-либо событием, связанным с исходом из Египта. В те дни, когда мы празднуем Суккот, с нашими праотцами в пустыне не произошло ничего примечательного. И вообще, их жизнь в шалашах не связана с чудом и сама по себе не была значительным событием, память о котором стоило хранить на протяжении многих поколений.
Наши мудрецы сняли эту проблему, дав такое объяснение: мы празднуем Суккот в благодарность Всевышнему за то, что во время странствий по пустыне народ Израиля окружали облака Его славы. Да, эти облака действительно были чудом, и Суккот – напоминание о нем. Но в таком случае нам придется задать себе два вопроса. Первый: какова связь между памятью об облаке славы Творца и временем, когда празднуют Суккот? Второй: почему понадобилось особо выделить событие, не имевшее судьбоносного значения в истории исхода евреев из Египта? Ведь нет праздников в память о манне небесной или огненном столпе? И еще одно: почему в Торе Суккот не связан с облаком славы Всевышнего – там и намека на это нет?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо углубиться в суть проблемы. Прежде всего, обратимся к первоисточнику. В Торе написано: “В шалашах живите семь дней; каждый житель Израиля должен жить в шалаше. Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, которых вывел из Египта; Я – Б-г Всесильный ваш!” (Ваикра, 23:42, 43). Обратим внимание на слова “каждый житель Израиля”. Слово “эзрах” (“житель”), встречающееся в Танахе очень редко, выглядит здесь несколько странно. Но попробуем понять, что именно сказано в разбираемом стихе, попытаемся увидеть происходящее в новом свете, отрешившись от того, что мы уже знаем об этом.
Итак, “в шалашах живите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, которых вывел из Египта”. Какой смысл в этом повелении? Наиболее естественный вывод: Всевышний велит нам вернуться в шалаши наших предков. Выйдя из Египта, жили мы в шалашах, а теперь Он требует, чтобы мы вернулись в них на определенное время, и там вновь вспомнили об исходе из Египта. Если так, то мы имеем дело с явлением, характерным для всех других праздников: моделированием ситуации, в которой оказался наш народ в далеком прошлом. Но и этим не исчерпывается смысл праздника Суккот. Как и любой день памяти, он представляет собой не только ситуационную, но и психологическую реконструкцию, возвращая нас к состоянию, в котором мы тогда находились. Мы не просто повторяем уже пройденный этап, мы возвращаемся в него. Иначе говоря, это не только празднество, имеющее символическое значение, но реалия нашего сегодняшнего существования.
Возвращаясь к жизни в шалашах на семь дней, евреи заново учат урок, полученный ими в пустыне. Странствия по пустыне были, с одной стороны, лишь подготовкой к вступлению во владение нашей землей – Эрец-Исраэль. В этом смысле они были лишь средством для достижения конечной цели: захвата и заселения ее. Однако, с другой стороны, никогда после этого Израилю не удавалось достичь той высоты, на которой он находился в пустыне, во всем, что касается духовного состояния и веры. Много поколений евреев видели в своих праотцах той эпохи пример и стремились усвоить их идеалы.
Связь Израиля с Всевышним была тогда особенно явной и прочной; центром жизни людей была Скиния Откровения – Святилище Г‑спода, бразды правления были в руках величайшего из пророков. Ведя кочевую жизнь и питаясь маном, люди были свободны от забот о “хлебе насущном” и непосредственно ощущали присутствие Творца, Его власть над собой. Именно о таком состоянии написано в Торе: “…не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Б‑га…” (Дварим, 8:3).
Это позволяет нам определить смысл праздника Суккот как возвращение народа от нормального, устойчивого, оседлого состояния к жизни, не привязанной к определенному месту, и к обретению абсолютной свободы, что делает Израиль подобным небесному воинству Всевышнего. Об этом не раз говорили пророки, которые идеализировали тот период и испытывали ностальгию по нему.
Эту идею вполне определенно выразил пророк Ошеа: “А Я – Г‑сподь, Всесильный твой, [Который вывел тебя] из Египта – опять поселю тебя в шатрах, как в дни той поры” (12:10). Эти строки говорят о том, что Всевышний еще раз принесет освобождение своему народу, вернет нас к высокому состоянию духа, свойственному нам в то время, к первозданной искренности, как было в пустыне “в дни той поры” – те самые дни, дни, когда мы празднуем Суккот.
Остался открытым вопрос о датах празднования: почему мы должны отмечать Суккот именно в седьмом месяце? С этим связан еще один вопрос: как сочетаются различные смыслы праздника Суккот, знаменующего также завершение сбора урожая, ведь пребывание в пустыне – состояние, подчеркнуто противостоящее жатве?
Жатва – это пора, когда крестьянин собирает плоды своего труда. После того как собран урожай, ему незачем оставаться в поле (к празднику Суккот в Земле Израиля уже завершен сбор злаковых, фруктов и оливок, поэтому крестьянин может сидеть дома и радоваться, вкушая плоды своих трудов). Вот почему праздник сбора урожая – радостная дата. Это праздник благодарения: крестьянин благодарит Всевышнего за то, что Он послал ему удачу, земля – за то, что ее заселили и дети Израиля возделывают ее. Однако этой укорененности, трудовому крестьянскому упорству противопоставлена наша независимость от земли, ибо мы подчиняем себя более значимой и высокой цели. Потому мы возвращаемся в шалаши и вместо того, чтобы сидеть по домам и беззаботно веселиться, выходим наружу. Уход из дома должен вселить в нас ощущение более высокого уровня реальности, возвратив к нашему первоначальному состоянию, в котором находился народ во время странствий в пустыне, – состоянию полной независимости от всего на свете, кроме Творца.
Между прочим, благодаря тому, что Суккот воссоздает явную связь с Творцом, существовавшую в те времена, становится очевидным смысл празднования Симхат Тора сразу после Суккот (точно так же праздник Дарования Торы, Шавуот, завершает временной цикл, начатый в Песах). Ведь дарование евреям Торы стало возможным только после того, как скитания вывели их на принципиально новый духовный уровень.
Это позволяет понять и смысл слова “жители”: постоянные обитатели страны, имеющие свое место на земле и связанные с ней. А смысл праздника Суккот состоит именно в том, чтобы такой человек отказался на время от своего прочного положения, от оседлости, и вернулся в то состояние, в каком был народ в пору его юности.
Суккот – это праздник, когда мы, с одной стороны, радуемся, наслаждаясь плодами наших трудов, с другой – декларируем нашу способность отказаться от достигнутого и вернуться к абсолютной независимости от всего земного, полностью отдавая себя во власть Всевышнего.
Автор: раввин Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)