В перерыве танцев я предложил спеть, и мы вместе запели «Нигун ѓакафот раби Леви-Ицхака», сочиненный отцом Ребе. Его мы пели всего полторы недели назад в Симхат Тора. И я уверен, что часть танцующих поняла контекст: это был намек на «свадьбу без жениха и невесты».
Несколько лет назад я был в городе Днепр. Мой друг показал мне здание, построенное полтора века назад: «Здесь, в этом доме, на втором этаже, состоялась знаменитая свадьба без жениха и невесты». Девяносто пять лет назад, зимой, в Варшаве состоялась свадьба Ребе и рабанит Хаи-Мушки — дочери Ребе Раяца. Отец Ребе, бывший в то время раввином Днепропетровска, не смог поехать на свадьбе своего старшего сына: ведь выехать из СССР за границу было практически невозможно. И вместе с матерью Ребе, рабанит Ханой, они провели свадебную трапезу в то же самое время в своем доме, при участии многих хасидов.
Теперь перенесемся в Москву. Старший сын семьи Лебедевых несколько месяцев назад обручился с девушкой из США, и вот он собирается жениться. Его отец реб Александр с супругой делают все возможное, чтобы получить визу в США, но не могут. Они пытаются организовать свадьбу в другом месте так, чтобы могли присутствовать родители – но ничего не получается. Они здесь, а их сын там, в США. Но они не одни: многие члены общины пришли в зал Махон ХаМеШ, ведь отец жениха – ректор этого института и еврейского университета. Там состоялась трапеза, все рады за родителей и танцуют вместе с ними. Мы слышим и традиционные мелодии под хупой, и нигун раби Леви Ицхака. Истинная радость не признает границ и не знает расстояний!
Читайте также