Сквозная идея всей книги Бемидбар – принципы построения общества согласно полученным на Синае законам Торы. Дон Ицхак Абарбанель некогда сформулировал в своем комментарии, открывающем эту книгу Торы, что Бемидбар условно делится на две части. С начала и до главы “Корах” – это первая часть, в ней речь идет о первых полутора годах пребывания в пустыне, то есть о различных перипетиях процесса возникновения народа, поколении Исхода, непосредственных участников Откровения на горе Синай. Вторая часть – от главы “Балак” до конца всей книги, где повествование идет уже о последнем, сороковом годе странствий по пустыне, когда все непосредственные свидетели Исхода уже покинули этот мир, прямо перед входом сынов Израиля в Страну Обетованную, перед смертью Моше. А рубежной главой, мостиком между этими частями, является глава “Хукат”.
С точки зрения Торы эти долгие тридцать восемь лет пребывания в пустыне являются безвременьем, периодом вымирания отвергнувших Страну Израиля людей. О них в тексте не сказано ни слова. Как пишет рабби Авраам Ибн-Эзра в своем комментарии: «В Торе не описывается никакое событие или пророчество, кроме случившихся в первый и сороковой годы (странствования по пустыне)».
Мне представляется, что это молчание само по себе является свидетельством отношения Писания к этим людям, к их значению для мира. И что подлинное наказание поколения Исхода, которым предоставили полное обеспечение, без необходимости заботиться о завтрашнем дне, без болезней и войн, будучи защищенными облаками Славы, с гарантией благоприятного будущего для потомков (все это входило в «социальный пакет» поколения пустыни), состояло в том, что у них отняли смысл жизни, цели существования. Им осталось лишь только жить для самих себя, повышать, так сказать, свой личный уровень, без возможности что-либо создать, построить, сделать, оставить для будущих поколений. Нет сомнений, что все эти годы они учили Тору, развивались интеллектуально и духовно, но никакой пользы этому миру они принести не могли. Именно поэтому эти тридцать восемь лет пребывания в пустыне Тора обходит молчанием.
В этом молчании нам дан урок – годы, проведенные в личном самосовершенствовании как самоцели, не ориентированные при этом на реализацию своего потенциала, на служение в материальном мире, рассматриваются Торой как “черная дыра”, как выпадение из жизни. Понятно, что у очень многих религиозных людей именно подобное бытие и воспринимается как идеал существования, но наша святая Тора учит тому, что это потерянное время и потерянная жизнь.
Однозначно, личный духовный рост и изучение Торы абсолютно необходимы для последующей достойной реализации замысла Творца, но если это все не приводит к практическому выражению в мире, то такая жизнь рассматривается как некий вид гражданской смерти. Пока, наконец, не придет физическая. При этом уровень личного комфорта и довольства собой вообще не является фактором в оценке целесообразности подобного бытия.