Рассказывают, что как-то раз в дни трепета пришел в Любавичи из Рогачева еврей по имени реб Йеуда. Ногами пришел. (Гугл на вопрос "Каково расстояние между Любавичами и Рогачевым?" – бодро отвечает: "4 часа 45 минут". 311 километров. С половиной. На скорость пешехода каждый может поделить сам.)
Примерно в то же время туда же, к Ребе Цемех Цедеку пришла некая женщина. С просьбой помочь в поисках запропастившегося супруга.
Ну, что значит "найти"? Это значит, что Ребе Цемех Цедек должен был задействовать свой пророческий дар и т. д. А Цемех Цедек такие вещи очень не любил. Принципиально. Из идейных соображений. Поэтому на все просьбы бедной женщины только отнекивался: "Я не знаю. Я не пророк. И не сын проорока. И не внук пророка…по папиной линии".
Тогда добрые люди надоумили её лечь поперек порога кабинета Ребе и не давать ему пройти, пока он не поможет.
Самое обидное, что этот дешевый фокус сработал: Цемех Цедек недолго потоптался перед распростершейся просительницей. И наконец, нехотя, велел ей отправляться в Могилев. К одному из тамошних шойхетов. реб Йеуда из Рогачева присутствовал при этом происшествии.
Женщина, естественно, послушалась совета Ребе и поспешила в Могилев. Нашла того шойхета. Но он ее разочаровал, твердо заверив, что никогда в жизни не видел никого, соответствующего описанию её мужа и даже не слышал ни о ком подобном.
Поскольку разговор происходил буквально за несколько часов до начала праздника Суккот, шойхет предложил гостье свое гостеприимство. И, если ей это нужно, работу на кухне.
А в холь-амоэд к тому шойхету обратился один нищий. Новый в городе человек. Довольно точно подходящий под описание. Шойхет нашел способ задержать его, а тем временем послал за своей новой кухаркой.
Опознание прошло не очень гладко. Едва увидев жену, нищий бросился бежать. Его поймали. Немного побили. Обыскали. Нашли при нем крупную сумму наличными. Ещё немного побили. Заставили разводное письмо жене написать. Отдать ей половину обнаруженных средств. А половину оставшейся суммы конфисковали в пользу общины. По постановлению суда, естественно.
Когда реб Йеуда, проведший у Ребе все праздники, по дороге домой оказался в Могилеве (Могилев – аккурат на полпути между Любавичами и Рогачевым), там ещё всем городом спорили на что пустить конфискованные денежки: на помощь хворым, на развитие местной системы начального образования или на общесоциальные нужды. Чем закончилась дискуссия истории неизвестно.
р. Шауль-Айзек Андрущак.
Источник: www.kolel.ru