Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Неизвестные шедевры советского кинематографа. Фильм “Лебедев против Лебедева”

06 августа 2009 / Главная

Эта организация занимается очень важным и ценным делом. Фонд сохраняет, отыскивает, восстанавливает советские фильмы, которые не имели удачной прокатной истории или были запрещены властями. Фильмы, о которых не знают даже их современники. Эти ленты, безусловно, не равнозначны по своей художественной ценности, Но в них есть одно очень важное для всех свойство – это кино «не в русле» усредненного соцреализма. Они очень отличаются от «мейнстрима» (основное течение) советского кинематографа. Можно пойти в исторический музей и увидеть официальное прошлое в экспонатах. А можно заглянуть в «прабабушкин сундук» и найти в нем ботиночки, в которых ваша бабушка топала в 2-х летнем возрасте. Мне кажется, ботиночки, а главное, их история, расскажут вам значительно больше о прошлом. Вы чувствуете свою личную связь с давними годами, это ваша личная история. Вот и фильмы фонда – это личная история авторов фильма, а не история развития общества. Помните предмет «обществоведение» в школе? Про что он был, я так до сих пор и не поняла, хотя в аттестате стоит пятерка… Фильм «Лебедев против Лебедева» был снят режиссером Генрихом Габаем в 1965 году, на излете оттепели. Картина имел большой успех у интеллигентной публики, и стала практически «культовой», как принято сейчас говорить. Я думаю, что именно из-за интереса думающей аудитории к фильму он и попал в тотальную немилость к тогдашним «киношным» чиновникам. Фильм запретили, Габай, ставший очень известным режиссером после «Лебедев против Лебедева», пытался снять что-то советское-советское, получалось из рук вон плохо.

Он оказался совсем не у дел и в начале 70-х годов эмигрировал в Израиль, а потом в Америку. После этого имя Габая исчезло из советского кинематографа совершенно. Выступая перед фильмом, известный киновед Александр Шпагин сказал, что творчество Габая было полностью стерто со страниц советского кино. Это чуть ли не единственный случай, когда не осталось никакого шлейфа. Актеры и режиссеры уезжали на запад, их имена вычеркивали из титров, но фильмы-то оставались. А фильмы Габая как будто не существовали вообще… Странно, но «Лебедев против Лебедева» абсолютно безобидный, с точки зрения советской идеологии, фильм. Это милая и смешная история о молодом физике (ну, конечно же, физике, раз это 60-е годы). Тогда мирный атом и управляемая термоядерная реакция были лирической мечтой в нашей стране. Этот Лебедев не устраивал себя, как личность. Он был немного опаслив и совершенно неконфликтен. Свою неуверенность он ненавидел. Мечтал и грезил наяву о том, как он смело сможет дать отпор хулиганам, отстоять своего друга перед начальством, окоротить соседа – зануду и склочника. Как он познакомится с девушкой, в которую влюблен на расстоянии. В мечтах все получалось, а в реальной жизни – увы! В фильме много диалогов, много крупных планов, правда нет совсем идеологии, а есть хорошие шутки в стиле «Фитиля». Кстати, Габай много работал в этом сатирическом киножурнале. В конце концов, герою удается справиться со своей робостью и неуверенностью. Он дает отпор хулиганам, которые пристают к девушке в метро. Счастливый и радостный он идет по улицам Москвы на работу в научную лабораторию. Фильм очень добрый, смешной, совершенно созвучный тому времени. Вот это настоящая наша история, а не очередной партийный съезд. Съезд – это экспонат музея, а фильм Габая – ботиночки нашей бабушки.

И немного о Генрихе Габае. Он родился в 1923 году, воевал в Великую Отечественную. Был летчиком. Над Одессой его сбили. Генриха долгое время в осажденном городе прятала женщина. Он остался жив, но потерял глаз, и всю жизнь проходил с черной повязкой на глазу. Эмиграция не принесла ему ни достатка, ни успеха. Он умер всеми забытый в 2003 году. Шпагин рассказал, что встречался с Габаем в Америке за несколько месяцев до его смерти. Он жил со своей семьей в однокомнатной квартирке. На попытки киноведа порадовать Генриха известием, что его фильмы фонд показывает различной аудитории зрителей, и они имеют успех, отреагировал без всякого интереса. Как-то все не состоялось. Жаль. А фильм «Лебедев против Лебедева» совершенно замечательный. L

Оставить комментарий

Медиа

Александр Борода: трагедию Холокоста нельзя переписывать и обелять

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11