Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «(Не) время для любви. Истории влюбленных, переживших Холокост». В основе проекта — дневники, мемуары и биографические романы, опубликованные в течение последних двух десятилетий бывшими узниками концлагерей, еврейскими партизанами и подпольщиками, их детьми, внуками и приглашенными биографами.
Публикация книг, основанных на воспоминаниях о любви и сопротивлении в годы Холокоста — современный феномен, который связан одновременно и с уходом живых свидетелей трагедии, и с популярностью в культуре мотивов «новой искренности». Эти истории призваны напомнить о том, что геноцид евреев — это трагедия, у которой много лиц и последствий, это опыт, о котором не менее важно говорить, обращаясь к повседневному опыту жертв.
Выставка «(Не) время для любви» выбирает тему любви и заботы в годы Холокоста в поиске новых ракурсов для разговора о травме и нового языка для репрезентации индивидуальной памяти.
Проект расскажет 11 историй любви: Инге Кац и Шмуеля Бергера, Рошель Шлейф и Джека Сутина, Мани Нагельштейн и Мейера Коренблита и других жертв трагедии, переживших разлуки, смерть детей, друзей и близких в годы войны. Выставку наполнят воспоминания о свадьбах и свиданиях в гетто, запретных подарках, взаимной заботе, мечтах о доме, семье и собственной земле — Палестине. Выставка объединяет работы известных художников, исследующих опыт Холокоста, и современное израильское искусство, представляющее субъективную оценку военных преступлений после Шоа — актов геноцида, террористических атак, истязаний военнопленных.
На выставке можно увидеть работы французского художника Кристиана Болтански, польского скульптора Мирослава Балки, графику бывших узников концлагерей Габи Нейманна, Эстер Шенфельди Илки Гедо, а также инсталляции современных израильских художников Сигалит Ландау, Таль Шохат, Михаль Ровнер, Ли Янор, Рами Атера, Моша Каши, Нелли Агасси и других.
Выставка «(Не) время для любви» — попытка исследовать роль современного музея в развитии культуры памяти. Как превратить коллективное вспоминание в спонтанный и сакральный акт? Какую роль современное искусство играет в утверждении ценности индивидуального опыта жертв геноцида? Как трансформировать мемориальный ритуал посещения выставок о Холокосте в опыт сопереживания?
В рамках этого проекта Еврейский музей отказывается от фото- и кинохроник Холокоста, приемов театрализации памяти в попытке стимулировать глубокий эмоциональный контакт с воспоминаниями свидетелей событий. Выставка приурочена к 75 Международному дню памяти жертв Холокоста (27 января).
Куратор выставки: Катя Крылова
Архитекторы: Кирилл Асс, Надежда Корбут
Иллюстрация: Мош Каши, Фиолетовый лес, 2014. Холст, масло, 240 x110 см. Фотография предоставлена галереей Noga, Тель-Авив
Читайте также