Сейчас шабат главы Хайей Сара, но на прошлой неделе я услышал важную идею, и так как она тоже относится к Аврааму, записываю её сейчас. А ещё – вчера в США начался всемирный съезд шалиахов, и эта идея особенно важна для них.
“Мы учимся великой заповеди гостеприимства в начале главы Вайера у праотца Авраама, который побежал встречать гостей. – говорил мне мой друг. – В середине главы мы учимся у Авраама молитве: он молился о спасении Сдома. А в конце главы учимся у Авраама служению Б-гу посредством жертв – когда он собирался зарезать своего сына Ицхака. Три великие основы: молитва, жертвенное служение, благотворительность.
Но ни одна из них у Авраама не получилась! Желанные гости оказались ангелами, а не людьми, и в его угощении не нуждались. Его молитва не была принята, Сдом был разрушен и его жители погибли; и его сын Ицхак не был зарезан!”
Услышав это, я просто потерял дар речи. Факты есть факты, не поспоришь. Чему же учит нас то, что праотец Авраам не сумел осуществить ни одну из великих заповедей, которым мы учимся именно у него?
Кажется, я понял, чему. Мы должны действовать со всей силой и способностями, осуществлять и исполнять. Надо помочь – идём и помогаем. Встречаем еврея – помогаем ему надеть тфилин. Кто-то взывает о помощи – распространяем информацию, находим источники поддержки. А если, скажем, мы привели еврея на урок Торы, он надел кипу, а выходя из класса – снял и засунул в сумку… Ну и что? Результат нас должен волновать в последнюю очередь, ведь он зависит не только от нас, но и от многих других факторов. Всевышний судит нас по нашим деяниям, а не по их результатам. Если действие было правильным – оно вне сомнения принесло определенный результат, только он может быть не виден сразу. «Не тебе закончить работу, но не волен ты уклониться от нее», говорится в Мишне, в трактате Авот.
Читайте также