Прочитав в предыдущей главе о Даровании Торы – в весьма торжественной обстановке, в сопровождении раскатов грома и блеска молний – мы теперь хотели бы узнать, что же в ней, в этой Книге, дарованной с Небес? Что же мы видим? Мишпатим – правопорядки – простые законы, касающиеся отношений между людьми, имущественные установления. Казалось бы, ничего нового, возвышенного…
Главы “Итро” и “Мишпатим” выглядят абсолютно противоположными. В главе “Итро” сообщалось о раскрытии Б-жественного, чего-то, существующего вне природы, вне разума – на Небесах. Глава “Мишпатим” повествует о будничных, вполне земных заботах, которые легко постигаются человеческим разумом.
Однако это лишь на первый взгляд, на более же глубоком уровне именно эти две главы, столь противоположные по содержанию, олицетворяют собой два этапа великого Б-жественного Откровения. Дарование Торы имело целью уничтожить кажущийся извечным конфликт между духовным и материальным. Б-жественная Тора была дана в материальный мир, духовное объединилось с материальным. При этом обнаружилось, что они вполне могут сосуществовать друг с другом.
Первый этап этого единения описывается в главе “Итро”, где речь идет о даровании Торы на горе Синай, об атмосфере возвышенного трепета, воцарившейся в мире. Как сказано в Мидраше: “Птица не щебетала, бык не мычал, весь мир был в тишине”. Такое раскрытие потрясло евреев, они даже не решались стоять у самой горы и оставались на почтительном расстоянии от нее. Таким образом завершился первый этап – Б-г спустился вниз.
Но Всевышний желал, чтобы мир продолжал свое существование в тех же материальных рамках, но при этом стал носителем духовного. Для этого потребовался второй этап, представленный в главе “Мишпатим”, в которой излагаются имущественные законы, связанные с возмещением причиненного ущерба. Тора учит человека тому, как он должен пользоваться законами Б-га в материальных событиях жизни. Эти простые заповеди указывают, как привлечь святость в мир, сделать ее частью этого мира.
Из трудов Любавичского Ребе
Адаптировано раввином Джонатаном Саксом