В прошлую субботу в нашей синагоге прозвучала редкая молитва «Ми ше-берах» – при получении еврейского имени… мужчиной!
Наше поколение удостоилось того, что почти каждую неделю из женской части синагоги поступают просьбы о получении еврейского имени. Девушки и женщины, недавно обнаружившие в себе еврейскую душу, желают с гордостью носить еврейское имя – либо почтенной родственницы, либо одной из супруг лидеров Хабада. Но когда и где слышали о мужчине, которому нужно получать имя при вызове к Торе?! Ведь мальчик или мужчина получает имя сразу после обрезания!
История такова. Алтер Ребе после своего чудесного освобождения, как известно, сказал: «Этот день будет установлен как постоянный праздник в Израиле, когда возвеличится и освятится Его великое имя и пробудятся тысячи еврейских сердец к раскаянию и сердечному служению, ибо это деяние высечено в сердце высшего Израиля и записано в сердце нижнего Израиля». И на празднике Освобождения около двух недель назад в Москве еще один еврей пожелал сделать обрезание. Благословения при обрезании были произнесены уже несколько часов спустя (ведь праздник завершился за полночь, а заповеди не откладывают, и обрезание состоялось уже наутро). Наш благородный еврей получил имя Александр Гершон. Он услышал, как окружающие поздравляют его, называя новым именем, но тут же поправил: «Я же сказал, что хочу имя Александр Герш!»
Виновник торжества желал носить точное имя своего деда по материнской еврейской линии. Именно это имя, а не похожее на него. В чём же было дело, где ошибка? В том, что в русском языке нет звука Ѓ. Нет того звука, который обозначается в иврите и идише буквой ה. Дедушка нашего еврея носил имя Ѓерш, что переводится как «олень». Но у русского языка есть такое свойство: звук Ѓ в именах и названиях из других языков уже двести лет передаётся на письме буквой Г. Такая традиция. Например: как называется река посередине Нью-Йорка? Гудзон? Нет, Hudson. Как называется портовый город в Германии? Гамбург? Нет, Ѓамбург (Hamburg). Какой была фамилия автора книги «Шней лухот ѓа-брит»? Горовиц? Нет, Ѓоровиц. И не перепутайте.
«При вызове к Торе попроси «Ми ше-берах» у габая», – сказал Главный раввин России р. Берл Лазар. Неверно названный еврей подошел ко мне в Шабат утром со своей просьбой. Я начал искать решение проблемы и нашел в одном из томов «Шулхан Менахем» – ответов Ребе на ѓалахические вопросы – случай, когда бабушка дала имя внуку вопреки желанию родителей. Ребе постановил, что поскольку право наречения имени принадлежит родителям, пусть отец поднимется к Торе и даст имя, которое он и его жена хотят дать ребёнку.
На основе этого постановления я произнёс для этого еврея сочиненный тут же на месте «Ми ше-берах»: «Тот, кто благословил отцов наших Авраѓама, Ицхака и Яакова, Моше и Аѓарона, Давида и Шломо, да благословит он обрезанного в добрый час Владимира сына Марины, удостоившегося войти в завет праотца Авраѓама, и да наречется имя его в Израиле Александр Ѓерш сын Авраѓама, и даст он пожертвование за себя, и в награду за это да удостоится вырасти к Торе, хупе и добрым делам, и скажем: амен!»
Читайте также