Это было два года назад. Я остановил машину возле гостиницы «Рэдиссон», и мы вышли прогуляться по набережным Москвы-реки, возле прогулочных кораблей, стоящих у пристани, напротив исторических зданий на том берегу. Ветер был несильным, но было довольно холодно – весна в Москве.
Наша спутница вдруг остановилась и обратилась к моей жене и ко мне: «Я скажу вам, что я сейчас подумала, но сначала должна рассказать, что было у нас дома примерно два месяца назад». Мы остановились и стали слушать, ведь в этих обстоятельствах всё, что мы могли для неё сделать – это выслушать.
«Месяца два назад дети спросили меня: «Мама, а где мы будем праздновать в этом году День независимости?»
Я удивился: с каких пор хасидская семья празднует День независимости Израиля? Но она продолжала:
«Я не знала, что им ответить, и будем ли мы вообще в этот день праздновать. Мой муж, мир его праху, тяжело работал весь год наблюдателем за кашрутом в нескольких пищевых производствах. Он должен был быть на работе и в холь ѓа-моэд, и когда все семьи ездят на экскурсии и на природу, мы этого сделать не могли. И на исходе суббот и праздников он должен был работать. Это важная работа, нет другого выхода. Но один день в году – в День независимости Израиля – все производства закрыты, наблюдатель за кашрутом не должен там появляться, и мой муж заранее планировал поездку в парк, на природу, к водопадам, на экскурсии. Этого дня дети ждали весь год…»
Два с половиной года назад, зимой, р.Лазар приехал в Израиль, чтобы участвовать в большом фарбренгене, организованном р.Йосефом Филмером в Бней-Браке в честь йорцайта Алтер ребе. Там он услышал о трагедии семьи с семью детьми, где муж погиб в автокатастрофе, и выделил в своём плотном расписании время для того, чтобы поехать к вдове и сиротам и утешить их. Кроме слов утешения, р.Лазар захотел сделать для семьи что-то конкретное, и сообщил вдове, что он с удовольствием пригласит детей в гости в Москву в подходящее время, чтобы немного развеять их горе. Перед Песахом того года рав Лазар поручил мне связаться с семьёй и установить удобное для них время для поездки.
«Вот только сейчас я вспомнила, какое сегодня число, какой сегодня день, и что это ответ на вопрос детей – «где мы будем праздновать День независимости». Спасибо р.Лазару, дети проводят этот день так, как не могли себе и представить…»
*
В большинство годов недельные главы «Ахарей» и «Кдошим» соединяются, так произошло и в этом году. Недельная глава «Кдошим» содержит самое большое количество заповедей из всех глав Торы, и поэтому говорят мудрецы, что она была передана народу в общем собрании всех евреев. Одна из её заповедей – «Не стой на крови ближнего своего». Это предписание спасать ближнему жизнь и вообще оказывать помощь. Раши объясняет смысл слов Торы, цитируя Талмуд: «Что значит ‘не стой на крови ближнего твоего’? Видеть, как гибнет человек, и спокойно стоять, а ты можешь его спасти. Например, если человек тонет в реке, или на него нападают дикие звери или разбойники». Рамбам добавляет, что если нужно, человек обязан также позвать других, чтобы вместе спасти ближнего. По словам Рамбама, запрет уклонения от спасения – это один из строгих запретов Торы, ведь «кто погубил одного человека, всё равно что погубил целый мир, а кто спас одного человека, всё равно что спас целый мир».
После слов «Не стой на крови ближнего твоего» Тора добавляет как бы «подпись Всевышнего»: «Я Г-сподь». Раши объясняет это добавление так: «Я Г-сподь, непременно воздающий людям за их дела, за добрые и за злые». Ведь вряд ли земной суд сможет доказать, что такой-то человек определённо имел возможность спасти другого, хотя не сделал этого. Награда и наказание за эту заповедь – в руках Всевышнего.
Однако можно задать вопрос: зачем Торе отдельная заповедь спасать жизнь человека? Мы могли бы вывести её по принципу «тем более» из заповеди спасать имущество ближнего – например, из «если увидишь осла ближнего упавшим под ношей, помоги ближнему». Если мы обязаны спасать имущество ближнего, тем более – и совершенно логично – мы обязаны спасать жизнь другого!
Ребе даёт ответ на этот вопрос, разъясняя отличия этих законов в свете того, что нет заповеди подвергать свою жизнь реальной опасности, надеясь спасти жизнь другого: ведь результатом могут стать две смерти. Например, нет заповеди бросаться на помощь тонущему, если ты не умеешь плавать, или защищать человека от хищных зверей, если ты не умеешь драться. Грань между «реальной опасностью» и «некоторой опасностью», которую мы обязаны на себя принять, сложна и подробно разбирается в ѓалахе. Среди прочего, Ребе обращает внимание на слова Раши: «Видеть, как гибнет человек, и спокойно стоять, а ты можешь его спасти». Комментарий Раши, как постоянно утверждает Ребе, точен и выверен. И его слова содержат ещё один смысл: Если ты «видишь, как гибнет человек», если Провидение дало тебе это увидеть – значит, «ты можешь его спасти». Ты не зря увидел именно это и оказался в этом месте и в это время. Сами обстоятельства не случайны, а зовут тебя к действию.
Баал-Шем-Тов говорил: «Ничто из того, что видит или слышит еврей, не случайно, всё служит ему руководством в служении Всевышнему». Если мы получаем сообщение о беде другого человека, это означает, что мы можем что-то сделать для него. Иногда это помощь делом, иногда это молитва, иногда это доброе дело, сделанное в его заслугу и ради его блага. Если есть возможность и есть желание, Всевышний дарует успех, и обстоятельства сложатся… нет, Он сложит обстоятельства благоприятно.
*
На этой неделе я позвонил тем детям, как делаю порою, и услышал, как старший брат радостно говорит мне: «Шия, а ты помнишь, где мы были в этот самый день два года назад, а?..»
Гут шабес
Шия
Читайте также