“И Я напишу на скрижалях те слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.” (Дварим, 10:2)
Моше разбил первые скрижали, когда увидел, что евреи создали Золотого Тельца. Обломки этих скрижалей хранились в специальном ковчеге, который, согласно повелению Всевышнего, евреи брали с собой, отправляясь на войну. Какая же польза была от этого вечного напоминания о страшном грехе в момент, когда евреи, рискуя жизнью, шли в бой?
Моше, увидев Золотого Тельца, разбил скрижали, потому что они в тот момент лишились своей главной ценности: святость покинула буквы, высеченные в скрижалях, оставив их как безжизненные камни. Их изначальное достоинство – то, что они были изготовлены самим Творцом – не идет ни в какое сравнение со значимостью, которую скрижали приобрели, когда Б-г наполнил их материю буквами Десяти Речений.
Поэтому обломки скрижалей служили мотивирующим уроком и напоминанием о том, что нельзя довольствоваться своими личными, врожденными достоинствами, а необходимо прилагать все усилия для того, чтобы “превратить землю Кнаанскую в Землю Израиля”, что является символом повсеместного привнесения духовности в земной мир.
Это также несет в себе вечно актуальный урок о том, что нельзя удовлетворяться прошлыми достижениями, а нужно обязательно всегда стремиться к уровням более высоким. Чтобы не уподобиться безжизненному камню.