В начале главы “Ваэра” Всевышний сообщает Мойше о Своем намерении освободить еврейский народ из Египта: “Я – Б-г, и выведу я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму Я вас народом Себе”1.
Обратим внимание на то, что для описания процесса освобождения Творец использует четыре выражения: “выведу”, “избавлю”, “спасу”, “возьму”. Эти четыре определения намекают на освобождение из четырёх изгнаний, которые выпали на долю народа Израиля. Таким образом, ещё там, в Египте, избавляя евреев из их первой беды, Всевышний обещает спасать их от рук всех последующих поработителей.
Однако в тексте этой главы мы находим еще и пятое выражение: “И приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Якову”. Оно относится к Геуле – последнему Освобождению, которое осуществится с приходом Машиаха. Также обратим внимание на то, что пятое Освобождение явно отличается от четырёх предыдущих. А иначе чем объяснить, что для его определения потребовалось отдельное выражение?
Спущенная стрела
Любопытно, что слово “приведу” – пятое выражение – тоже прозвучало в Египте. Это означает, что Геула и приход Машиаха – начались ещё тогда, на заре еврейской истории. Выходит, особенности нашего времени, названного мудрецами “родовыми схватками Машиаха” были предопределены более 3000 лет тому назад! Шестой Любавичский Ребе – рабби Йосеф-Ицхак – проиллюстрировал эту идею афоризмом: “Начиная от Исхода из Египта, мы постоянно находимся в пути по направлению к Геуле”. Это подобно стрельбе из лука: “стрела” Машиаха была выпущена в Египте, и оттуда она летит в “мишень” Освобождения.
В момент выстрела из лука человек теряет контроль над стрелой. Ее полет к цели становится необратимым. С момента запуска в ней уже заложена вся сила, данная ей стрелком, и эта сила несёт её до конечной цели.
Аналогичное явление мы наблюдаем и при выходе из Египта. Всевышний пообещал народу Израиля – “и приведу вас”. Тем самым уже в Египте была “запущена” Геула: сразу, со всеми духовными процессами, со всеми чудесами и знамениями, которым суждено было растянуться на тысячелетия. Уже в момент произнесения этих слов приход Машиаха миновал ту заветную точку, от которой нет пути назад.
Неумышленный поджог
Принципиальное отличие стрельбы из лука от того, как Всевышний “запустил” Геулу, заключается в том, что у Всевышнего ничто и никогда не выходит за пределы Его Власти. Он всегда может вернуть любой процесс в нулевую точку. Именно по этой причине, многие мудрецы считают, что поститься о разрушении Храма следует не девятого Ава – когда Храм был подожжён, а десятого – когда он сгорел дотла. Ведь на любом этапе пожара Всевышний мог прекратить разрушение.
Однако существует правило, согласно которому благоприятные пророчества, например, о приходе Машиаха, не отменяются, как сказано: “Не человек Б-г, чтобы передумать”. Выходит, что Он мог “передумать” разрушать иерусалимский Храм, но не может “передумать” привести Машиаха. Но ведь Он всегда “не человек”, так почему же в одном случае “мог”, а в другом “не может”!?
Всё дело в том, что в случае с разрушением Храма выражение “передумать” не совсем корректно. Так как Всевышний – это абсолютное добро, то Его истинным желанием всегда остаётся проявление любви и милости к народу Израиля. Он изначально не хотел разрушать Храм и поэтому в любой момент пожара готов был остановить катастрофу. Но в случае с предсказанием грядущего Освобождения всё обстоит иначе: Б-г искренне желает евреям добра и поэтому не собирается “передумывать”. Раз Он пообещал нам приход Машиаха, то уже практически невозможно даже приостановить этот процесс, не говоря уже об его отмене.
Зоркий глаз
В этом кроется причина традиционного хасидского оптимизма: мы знаем, что Геула уже существует как свершившийся факт. От нас требуется лишь раскрыть её – то есть осознать очевидность этого факта. Следовательно, все трудности, которые встречаются на нашем пути – это лишь внешние помехи, мешающие нам разглядеть Машиаха, но они не в силах отсрочить, а уж тем более отменить его приход!
Когда мы усвоим, что Геула полностью готова и давно стала “земной” реальностью, тут же упадёт пелена с наших глаз, и мы в тот же миг увидим Третий Храм, стоящий в святом городе Иерусалиме. Да произойдёт это вскоре, в наши дни!
По материалам беседы на главу “Ваэра”, “Ликутей Сихот”, том 1.
Обработка и перевод Д. Б. Байтмана