Рути Черток: «Я не собиралась увлекаться традициями»
Рути Черток – прекрасная еврейская женщина, любящая жена, молодая мама, администратор школы «Мир интеллекта». Человек, чьей жизненной позиции и кипучей энергетике можно порадоваться, по-белому позавидовать, и, может быть, чему-то и поучиться.
Откуда вы, Рути?
Р: Я родом из еврейского города Могилев в Белоруссии. О том, что я еврейка, я знала с самого детства, это никогда не скрывалось, но и не афишировалось. Начиная с моей бабушки, семья была абсолютно светская. Бабушкины родители еще были соблюдающими религиозными евреями, но на следующее поколение выпал период советской власти, и бабушка с дедушкой были закоренелыми партийными работниками.
К изучению еврейства я пришла самостоятельно, когда начала посещать Могилевскую воскресную школу. Помимо этого, мы всей семьей участвовали в еврейской жизни города. Когда устраивались общественные праздники, мы с сестрой, мамой и даже бабушкой пели и танцевали, а папа наблюдал за нами из зрительного зала.
Позже я некоторое время ездила на каникулы в еврейские молодежные лагеря. А когда окончила школу и встала проблема выбора высшего учебного заведения – я решила ехать в Москву в МахонХамеш на факультет рекламы. Мои родители, по началу, были против, но я настояла на своем решении и не пожалела.
Какой была учеба в Махоне?
Р: В МахонХамеш я приехала больше за учебой, нежели за еврейством. Я не собиралась глубоко заниматься традициями и становиться религиозной, мне было важно получить хорошее образование, и я его получала. Я была классической ботаничкой, из тех, которых ничего кроме науки не интересует. И так продолжалось до третьего курса. Но еврейство впитывалось в меня наравне с другими дисциплинами, и однажды я поняла, что изменилась. Что моя жизнь больше не будет такой, как раньше, у меня сменились жизненные ценности, захотелось жить, следуя нашим традициям и законам. Все пришло во время, когда я была к этому готова. Это было начало новой жизни, в которой не стало больше Тани Лебедевой, приехавшей в Москву только за образованием, а появилась Рути Лебедева, впоследствии ставшая Рути Черток.
Что было дальше, учеба рано или поздно заканчивается?
Р: Дальше был очень сложный для любой студентки Махона период, когда учеба подошла к концу и надо определяться с дальнейшей жизнью. Обычно в это время приходят предложения шидуха. Но Г-сподь не посылал мне тогда хорошей партии, и я раздумывала о том, чтобы поехать продолжить образование в Нью-Йорке.
Но человек, как известно, предполагает, а Г-сподь располагает. И как раз в тот момент, когда я собралась уехать, мне поступило предложение. В последствие, этот кандидат и стал моим мужем.
Расскажите о вашем шидухе?
Р: Шадхонит рассказала мне о хорошем парне, который ищет шидух, предложила встретиться с ним. Мы встретились несколько раз. До моего отъезда в Нью-Йорк оставалась неделя. Возникла симпатия, но потом, я улетела в Америку, и общение продолжалось по скайпу или по телефону. Две недели в Нью-Йорке, и я вернулась прямо на свидание, на Останкинскую башню, где мой будущий муж сделал мне предложение, и я его приняла.
Я знаю, что помимо семьи, важную роль в вашей жизни играет работа. Расскажите о школе «Мир Интеллекта», чем она отличается от других школ?
Р: Четыре года назад мы организовали школу еврейскую семейную школу – «Мир Интеллекта», целью которой является работа не только с детьми, но и с их родителями, привлечение их в нашу жизнь, создание целого мира, в котором ученики находятся на протяжении всего дня. Наша школа – это не просто классы, куда ребенок пришел посидеть до обеда, послушать уроки – это место, где детям весело и интересно с утра и до вечера. Мир, в котором ученики помимо знаний, получают долю еврейства.
Наше принципиальное отличие от других школ в том, что мы пытаемся сохранить баланс светской среды, хорошего уровня образования элитной частной школы и полностью еврейской атмосферы.
С самых младших групп у нас идет очень сильный общеобразовательный комплекс. Туда входят развивающие занятия, занятия по еврейской традиции, первый шаги в изучении иврита.
Все мероприятия, которые проходят в школе «Мир интеллекта», пронизаны еврейской тематикой. Даже сказка «Колобок», спектакль по которой был поставлен силами групп детского сада, содержал в себе еврейские компоненты.
Рути, вы работаете с детьми в школе, что на ваш взгляд главное в этой работе?
Р: В работе с детьми разных возрастов очень важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок вас слушал и слышал. Самое сложное это найти подход к самым маленьким нашим воспитанникам – к детскому саду. В таком возрасте еще не очень заметны возможные способности и таланты, но с другой стороны: детский сад – это площадка для того, чтобы попробовать все. Детский сад – место, где мы смотрим на ребенка, наблюдаем за его развитием, отмечаем все проявления, чтобы позже, когда в начальной школе он будет готов к реализации собственного потенциала, быть в курсе его способностей и легче выстраивать работу с ними.
Самая главная, я считаю, часть нашей школы – это начальные классы. Именно она закладывает основу основ. Тут очень многое зависит от педагогов. Во-первых, будет ли у ребенка желание учиться, во-вторых, разглядит ли учитель его способности, в-третьих, сможет ли помочь маленькому человеку эти способности развивать. Ведь глупых и бездарных детей не бывает, бывают бездарные учителя, которые стандартным подходом убивают в детях их индивидуальности.
В наших классах не больше 12-ти человек, и учитель имеет время и возможность уделить внимание каждому ученику, помочь ему в решении тех или иных проблем. Это очень важно, когда ребенку уделяют время и помогают, тогда он чувствует себя уверенно. И неважно в чем он успешен, но если он будет уверен, что хоть что-то он может действительно хорошо – все остальные предметы, так или иначе, приложатся. Главное поддерживать в нем эту уверенность.
Со старшими классами тоже не просто, но по-другому. Это период переходного возраста, созревания, бывают гормональный взрывы. Поскольку школа наша еще молода – многие старшеклассники пришли к нам из других учебных заведений. И главная наша задача – это сделать из ребят коллектив, дружный класс, в котором всем было бы комфортно и хорошо. И друг с другом и с учителями. Старшеклассникам очень важно дать понять и почувствовать, что они уже взрослые люди, показать им, что на них лежит большая ответственность, они пример для младшего поколения, которое подрастает и смотрит на них.
Автор: Александра Прилепская