Отрывки из интервью Феликса Канделя журналу «Огонек»- Верно, что ваши книги по истории стали учебниками в школах? Учителя еврейских школ действительно пользуются ими, задают по ним домашние задания – для меня это было неожиданностью. Я ведь не историк. Я популяризатор. Вот уже двадцать лет пишу книги по истории российских и советских евреев в популярном изложении, возможно, именно поэтому мои книги пришлись в школах ко двору. Даже преподаватель Еврейского университета как-то мне сказал: "Когда студенты сдают зачеты, я их спрашиваю: "А кроме Канделя, вы что-нибудь читали?.. "- Если прочитать описанную вами историю евреев, ее тоже, наверное, можно выразить фразой: "Ну, погоди!"? – Гонения на евреев во все века – явление известное, и не это меня удивило во время работы. Поражала и поражает еврейская способность к духовному выживанию в течение двадцати веков – на чужих территориях, под чужой властью, в окружении недружелюбного порой населения. Это духовное выживание отдельного человека и целой общины вело в конечном итоге к выживанию физическому, что поражало многих мыслителей, заставляло их искать глубинные причины неистребимости еврейского народа. Знание собственного прошлого, я думаю, может дать ключ к пониманию настоящего и сохранить надежды на будущее. А вот отрывок из выступления писателя Анатолия Гладилина на радио «Свобода» в 1976 г. (К этому времени Кандель уже почти четыре года сидел в «отказе». Не мог выехать в Израиль на ПМЖ)."Феликс Камов сидит уже три года в отказе. Как профессиональный литератор и кинематографист он лишен всех средств заработка. Феликс устраивал три очень тяжелые голодовки, здоровье его подорвано. Он получил, наверное, уже 20-й отказ. Какая вина Феликса Камова? Он виноват только в одном – что сделал самую популярную в Советском Союзе передачу, которую смотрят (причем с большим удовольствием) и дети, и внуки тех самых компетентных сотрудников ГБ и ЦК, запрещающих Феликсу выезд… " После того как Кандель в числе 40 человек, желающих уехать, прошел по центру Москвы с желтой шестиконечной звездой, его посадили на 15 суток».Его действительно арестовали на следующий день после этого шествия. Утром, когда он вышел погулять со своим тибетским терьером Кексом. Забрали вместе с собакой. Собаку потом отпустили и даже отвезли домой. А Феликса посадили на 15 суток. Кекс потом долго переживал, что не смог защитить хозяина.Вот что пишет Краткая еврейская энциклопедия:"КАНДЕЛЬ Феликс Соломонович (родился в 1932 г., Москва), русский и русско-еврейский писатель. В 1956 г. окончил Московский авиационный институт, в 1956–62 гг. работал в авиационной промышленности. С 1963 г. — профессиональный литератор. В 1963–73 гг. под псевдоним Феликс Камов публиковался в журналах «Новый мир», «Юность», «Крокодил», в «Литературной газете» и других периодических изданиях. В 1965–67 гг. — редактор сатирического киножурнала «Фитиль». Приобрел известность юмористическими рассказами, эстрадными интермедиями, сценариями мультипликационных фильмов (в соавторстве с А. Хайтом /1938–2000/ и А. Курляндским /родился в 1938 г./ в том числе серии «Ну, погоди!» /1–7 выпуск, 1968–73/). В 1973–77 гг., находясь в «отказе», Кандель стал активистом движения советских евреев за право на репатриацию в Израиль (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1967–85 гг.). Участвовал в голодовках протеста, демонстрациях (в 1976 г. после демонстрации в центре Москвы был задержан на 15 суток). Публиковал рассказы и эссе в журналах еврейского самиздата «Евреи в СССР» и «Тарбут» (редактор в 1975–77 гг.), выпустил в самиздате сборник эссе «Я от вас отключаюсь» (М., 1977). В ноябре 1977 г. приехал в Израиль. В 1978–97 гг. работал в русской редакции израильской радиостанции «Кол Исраэль» (псевдоним Филипп Кан). С 1977 г. под своим именем публиковался в израильских и зарубежных изданиях (журналы «Континент», «22», «Грани», «Сион», «Время и мы», альманах «Тарбут», газета «Русская мысль», «Новое русское слово» и др.) В 1979 г. в Иерусалиме были изданы повесть Канделя «Зона отдыха, или Пятнадцать суток на размышление» о пребывании в заключении активистов алии и проявлениях человечности в бесчеловечных условиях, а также сборник эссе «Врата исхода нашего» (Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1979) о борьбе за выезд в Израиль и трагической судьбе еврейской культуры в Советском Союзе. Роман Канделя «Коридор» (Иер., 1981), дилогия «Первый этаж» (Лондон, 1982) и «На ночь глядя» (Франкфурт, 1985), повесть «Люди мимоезжие. Книга путешествий» (Иер., 1986) посвящены превратностям жизни в советской России. Повесть «Слово за слово» (Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1989) рассказывает о евреях из Советского Союза в Израиле и «шлейфе» прошлого, сопровождающем их на новой родине. Кандель в научно-популярной форме изложил историю евреев в России в книге «Очерки времен и событий» (тт. 1–5) .В том же жанре написана история первой и второй алии «Земля под ногами. Из истории заселения и освоения Эрец-Исраэль» (Иер., 1999). Книга Канделя «С того дня и после» (Иер., 1997) объединяет две повести: хасидский сказ о легендарном родоначальнике семьи и биографическое повествование о его реальных потомках. Роман «Не прошло и жизни. Взгляд затянувшегося прощания» (Иер., 1997) повествует о Москве 1970-х гг. и о прощании с Россией. В романе «Смерть геронтолога» (М.—Иер., 2001) Кандель обращается к израильской жизни, ее особенностям и колориту. Для сказовой манеры письма Канделя характерно отношение к слову как к самоценному художественному материалу. Лирико-ироническую прозу Канделя отличают внимание к подробностям, точность воссоздания примет быта, умение мастерски выстроить диалог, музыкально-ритмическая окраска. Произведения Канделя переведены на иврит, французский и немецкий языки."L

-
Осталось 2 дня
до 12 Тамуза -
Осталось 3 дня
до 13 Тамуза -
10 Тамуза
57856 ИюляКонвертер дат
2025
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Наш гость Феликс Кандель
Главная / Наш гость Феликс Кандель