Несмотря на то, что билеты на пасхальные Седеры стали растпространять всего за две с половиной недели до праздника, они закончились в рекордно короткие сроки. Возможно, это произошло благодаря хорошей работе нашего сайта, ведь посетители сайта могли заранее забронировать места. Этой возможностью воспользовались почти 100 человек.
После торжественной праздничной молитвы, которая прошла в синагоге “Бейс Менахем” в нашем общинном центре, гости разошлись по своим аудиториям, которые находились в трёх разных зданиях: непосредственно в самом центре, в образовательном комплексе “Бейт Швидлер” и в центре социального обеспечения “Шаарей Цедек”.
Столы были накрыты практически везде, и лучшие раввины нашей общины провели пасхальные Седеры. Главный раввин России Берл Лазар, по традиции, проводил Седер в зале центральной синагоги “Бейс Менахем”. Самые большие группы собрались в банкетном зале и в спортивном зале. Молодёжный Седер, на который пришли более 200 человек, провёл лидер и организатор молодёжных “тусовок” нашего центра – раввин Шломо Полонский. В банкетном зале МЕОЦ седер вел глава Департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала “Лехаим” Борух Горин. Перед тем как начать чтение пасхальной агады, Горин объяснил многочисленным гостям, что седер – это образец еврейского представления об идеальной трапезе. “Именно совместные домашние трапезы, проводимые в духе иудаизма, гораздо лучше любых школьных курсов обучают ребенка национальным традициям”, – отметил он.
Когда подошло время задавать четыре вопроса, Борух Горин заметил, что существуют разные точки зрения на то, кого они символизируют. Приведя вначале точку зрения р. Исраэля Салантера о том, что в четырех сыновьях воплощаются этапы жизни каждого человека, он признал более точным определение Шестого любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), который говорил, что в этих четырех фигурах воплотились четыре поколения евреев – от полностью верующих жителей местечек, до их правнуков, спрашивающих у своих ассимилированных отцов: “Почему ты еврей, ты же ничего не соблюдаешь из того, что соблюдают евреи?”. Сейчас, считает Горин, мы видим уже “пятого сына” – поколение даже не знающее о том, что нужно делать в Песах.
“Наша задача – привести этого пятого сына на седер. Если 4-5 лет назад для 70% участников седеров в МЕОЦ это был первый седер, то сейчас количество таких “новичков” сократилось до 30%. Конечно хотелось бы добиться ситуации, когда на праздничный седер каждый приведет своих друзей и знакомых, своих “пятых сыновей””, – заключил Борух Горин.
Как обычно, чтение агады сопровождалось обильными и разнообразными блюдами, приготовленными шефами кошерного ресторана МЕОЦ.
Стоит особо отметить Седеры для ивритоязычной и для англоязычной общин Москвы. Раввин Яаков Фридман – председатель общины московских израильтян – провёл пасхальный Седер на иврите. Ивритоязычная община Москвы существует уже более 6 лет и постоянно растёт. Каждый раз раввину Фридману удаётся собирать всё больше и больше гостей на встречи своей общины. Его “коллега” – раввин Яаков Кляйн – руководитель общины англоязычных евреев Москвы – провёл Седер на английском языке.
По материалам Агентства Еврейских Новостей. www.aen.ru