Я поднял часы с пола, посмотрел на стекло и вспомнил, что говорила мне мама несколько лет назад, когда увидела меня утром надевающим часы: «Моя мать, благословенной памяти, говорила нам: Детки, надевайте часы только над столом…» Она знала ценность наручных часов, тем более в её небогатую эпоху. Но так же она знала ценность времени, которое показывают часы.
Когда я проходил несколько недель назад проверку безопасности на обратном пути в Москву, я снял также часы. После проверки я быстро взял их, чтобы надеть, но не над столом и даже не над чемоданом – и вспомнил слова моей мамы, только глядя на разбитое стекло часов.
*
Гематрия короткого названия нашей недельной главы – «Бо» – равна трём. И действительно, в ней рассказывается о трёх последних казнях египетских, посланных Всевышним в наказание за долгое порабощение евреев египтянами. Между девятой казнью (тьма) и десятой (поражение первенцев) Всевышний обращается к Моше и Аѓарону и рассказывает им о том, что произойдёт в ближайшие дни и как будет происходить Исход. Это критический момент. Происходит превращение народа рабов в свободный народ, который должен вскоре прийти в обетованную землю – Страну Израиля. В этот момент Всевышний даёт евреям первую из множества заповедей, которые евреи ещё получат на протяжении жизни в пустыне. Это заповедь освящения новомесячий. Так сказано: «И сказал Г-сподь Моше и Аѓарону в стране египетской так: Этот месяц для вас – начало месяцев, первый он среди месяцев года».
Раши задаёт вопрос: почему сказано «этот месяц», а не «месяц с таким-то названием», например? Тогда мы сразу узнали бы, в каком месяце произошёл Исход. Раши приводит мидраш: Моше было трудно осознать эту заповедь, и поэтому Всевышний как бы указал ему на молодой месяц на небе: «когда увидишь этот, вот такой месяц – объявляй новомесячье».
Однако ответ ещё труднее вопроса. Почему Моше было трудно осознать эту заповедь? Самые сложные заповеди Торы Моше, отец пророков, понимал, а эту – нет? И почему для её осознания Всевышний должен был не просто объяснить, а указать, как бы привлекая всё внимание Моше к видимому им?
Ещё один вопрос. В списке заповедей у Рамбама, в его своде законов, да и в Шулхан Арухе освящение новомесячья значится совсем не первым и даже не десятым. Почему Всевышний начал перечисление заповедей для евреев именно с него?
И ещё вопрос. В Торе каждая буква на счету, ведь всё многообразие еврейских законов в один свиток не вместишь. Многие заповеди даны в ней лишь намёками. А здесь слова «первый он среди месяцев года» выглядят как повторение слов «начало месяцев». Не избыточность ли это, и если да – в чём её предназначение?
*
Однажды зимой, в пятницу, я – как староста синагоги, обязанный заботиться о начале молитвы вовремя – оказался в затруднительном положении. Скоро шабат, а в синагоге нет десяти для начала молитвы «минха»! Я сказал одному из молящихся: «Это понятно, зимой дни коротки, люди не успевают сделать все предсубботние дела и не приходят вовремя на молитву минха». Но он с улыбкой ответил мне: «Посмотри: те, кто приходит вовремя на минху в длинные летние дни, приходят также и в короткие зимние. А те, кто не приходит вовремя в короткие зимние дни, говоря, что не успевают – опаздывают и летом!»
До сотворения мира не было ничего, не было также времени, как не было и пространства. Когда Всевышний в процессе «цимцума» сотворил материальный мир, в нём появились такие «измерения», как пространство и время. Об их неразрывной связи нам сообщил Эйнштейн. И вот, мы читаем о моменте, когда евреи должны стать свободным народом. И Всевышний устанавливает для них календарь – метод отсчёта месяцев в течение года, и даёт им полномочия «освящать новомесячья». Так и делал Санѓедрин в течение многих лет – по показаниям свидетелей, видевших молодую луну. Р.Овадия Сфорно так комментирует нашу недельную главу: «Отныне месяцы будут принадлежать вам. Вы будете устанавливать их так, как вам удобно. А в дни рабства они не принадлежали вам, они были нужны лишь вашим хозяевам, чтобы они использовали их для своего удобства. Поэтому этот месяц, месяц Исхода – ваш первый месяц. В этом месяце начинается ваше существование».
Теперь мы можем вернуться к вопросам, которые мы задали выше, и увидеть, что ответы на них заключены в самих вопросах. Целью Всевышнего было показать, насколько важное это понятие – время, какова его сила и как важно начинать правильно. Поэтому заповедь об отсчёте времени была дана первой. Поэтому о ней было сказано дважды. Поэтому Всевышний привлёк всё внимание Моше к новому понятию – отсчёту времени, чтобы тот полностью осознал его. Всевышний как бы говорит: Время – вот самый главный инструмент в вашей жизни и при выполнении всех заповедей.
Время нельзя купить, приобрести, одолжить. Его можно только использовать – или потерять. Правильные, добрые дела «ждут в очереди», когда мы выделим для них время, а мы тратим его на Б-г весть что, или даже – как говорят по-русски – «убиваем время». Давайте задумаемся. Давайте одумаемся. Давайте наполним время правильными делами.
Гут шабес
Шия