Красивая, веселая современная еврейская девушка Чая живет в Бельгии в Антверпене. Ее родители пережили ужас концлагерей Холокоста. Отец, спасаясь от нацистов, закопал в городе два чемодана с семейными реликвиями. Он уцелел, а семья вся погибла. И теперь, в конце XX века, он ищет этот «оставленный багаж», методично перекапывая город Антверпен. Этого чудака регулярно задерживает полиция, конфискует лопату и приводит домой. Да, он чудак. Но эти чемоданы – символ утраченной жизни, ниточка, которая может соединить счастливое прошлое (до войны) и спокойное настоящее. Без «оставленного багажа» кажется, что жизнь – это ужас лагерей в прошлом и постоянная память о них в настоящем. А самой жизни, как будто и не было. Его жена наоборот вычеркивает страшное прошлое из своей жизни, живет только сегодняшним днем и прячет свои воспоминания за домашней суетой, вкусной едой, важностью бытовых мелочей. Она даже дома, не смотря на преклонный возраст, ходит в туфлях на высоких каблуках, в элегантных платьях и с хорошей прической. Не было ужаса – жизнь ровная, спокойная и почти счастливая. Если бы не муж с его потерянными чемоданами! Чая любит своих родителей, регулярно приходит в гости, посмеивается над отцом, но жалеет его, перепирается с мамой из-за всякой дурацкой ерунды, но тоже по-доброму и с юмором. Жизнь у молодой девушки кипит: учеба, друзья, вечеринки, молодой человек – все как положено. Но вдруг эта ровная веселость дает трещину – она расстается со своим бойфрендом. И по принципу «клин клином вышибается» идет подрабатывать няней в ортодоксальную хасидскую многодетную семью. Вот такой крутой поворот для еврейской девушки, воспитанной вне традиций иудаизма. Глава семьи господин Кальман в ужасе: она ходит в мини-юбке и при знакомстве с ним пытается пожать его руку! В его понимании она женщина легкого поведения. Но госпожа Кальман так устала от своего большого семейства, от домашних забот, что рада любой помощи, тем более за небольшие деньги. Короче Чаю берут на работу няней. Четырехлетний Симха становится любимицей Чаи. Ему четыре, а он еще не говорит и нервишки не в порядке – он писается. У няни с мальчиком возникает тонкая и нежная привязанность. Они ходят на пруд кормить уток, бегают, смеются. Симха расцветает и в один прекрасный день, глядя на уток, говорит «Кря-кря». Мальчик заговорил! В ознаменование такого великого события Чая дарит ему подарок – уточку на палочке. Ее везешь перед собой, а она шлепает лапами и крякает. Симха в восторге, а суровый папа чуть не выбросил подарок. Надо не уток катать, а Тору учить. И тут становится понятна одна из причин его неласкового отношения к Симхе. Мальчики с трех лет читают и учат Тору, а он в четыре года только-только начал говорить, нарушается религиозная традиция, а для хасида это очень серьезно. Но лед тронулся, Симха заговорил и Чая учит с ним четыре вопроса, которые он должен задать отцу на пасхальном сейдере (скоро Песах). И вот торжественный стол, первый сейдер, вся семья в сборе, Чая тоже приглашена. И Симха тихо-тихо, запинаясь, но все же справляется с задачей – он задал эти вопросы! А господин Кальман не хвалит его, а говорит, что он ошибся в одном вопросе. Симха плачет, он так ждал отцовского внимания и похвалы. И тут Чая почти набрасывается на Кальмана с упреками в его холодности и несправедливости. Она врывается вслед за ним в его комнату… Кто знает, что такое ортодоксальная еврейская семья, тот поймет, что это просто невозможно и недопустимо. Чая выкрикивает очень точную фразу: «Почему вы боитесь любить его!» И господин Кальман со слезами на глазах рассказывает, что его отца и младшего брата у него на глазах повесили в концлагере. Они отказались плюнуть на священную книгу – Тору. А он очень любил своего младшего брата и Симха совершенная его копия. В комнате висит фотография погибших. Отец боится потерять сына, и этот страх стоит стеной между ним и Симхой. У сурового господина Кальмана тоже есть свой «оставленный багаж»… На несколько дней Чая разлучается с Симхой. Консьерж дома – старый больной антисемит, чуть не поранил дверью лифта руку мальчика. Чая набросилась на него с кулаками в прямом смысле и порвала его форменную одежду. Чтобы конфликт утих, госпожа Кальман просит Чаю несколько дней не приходить. Девушка обводит кружочками числа на календаре, считая оставшиеся дни до встречи с мальчиком. Но она больше никогда не встретится с ним… Симха утонул в пруду, около которого они так любили гулять и кормить уток. В доме Кальманов много людей, все пришли поддержать их в горе. А большой и уже не суровый, а несчастный отец сидит, прижав к груди любимую игрушку сына – уточку. Кто-то из присутствующих пытается обвинить в смерти мальчика Чаю: зачем она водила его на пруд. Но госпожа Кальман находит в себе силы оборвать эти обвинения, она надрывает ворот одежды девушки. По еврейским обычаям надрывние одежды (криа) делают близкие родственники. Вот и у веселой и счастливой Чай появился свой «оставленный багаж». Проходит время. Последние кадры фильма. Чая с отцом роет яму посреди Антверпена. Теперь они вместе ищут пропавшие чемоданы. Я не зря так подробно рассказала эту историю. Вся ценность фильма именно в ней. Картина очень простая, без кинематографических изысков, но такая правильная и искренняя. У каждого из нас есть свой «оставленный багаж». И каждый из нас нуждается в любви сейчас, а не когда-нибудь. И не надо эту любовь скрывать и прятать, ею надо делиться немедленно. Иначе можно опоздать. Красивая и веселая девушка Чая это поняла. Хочется верить, что и зрители, пришедшие на фильм, это тоже поняли. L
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 14 дней
до 10 Кислева -
26 Хешвана
578527 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Мы посмотрели фильм “Оставленный багаж”
Главная / Мы посмотрели фильм "Оставленный багаж"