Недельная глава Торы “Эмор” рассказывает, среди прочего, о праздниках. Формула на редкость мудреная: “Вот праздники Г-сподни, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время”. Перевод – весьма приблизительный, буквалистика и вовсе сделает текст нечитаемым. Так или иначе, но этот стих говорит об обязанности бейт-дина, раввинского суда, устанавливать новолуния, високосные года и т. п. То есть – в отличие от шаббата, никак не зависящего от воли людей, праздники будут тогда, когда раввины скажут. И это такой узаконенный волюнтаризм.
Удивительно, учитывая любовь евреев к спорам и природный скептицизм по отношению к авторитетам, что календарные войны были кратковременными и бескровными. Но интереснее сам подход – исчисление священных, “Г-сподних” дат отдано на откуп людям. Это они определят, они разделят – что будни, а что праздники. Мне в этом видится нечто большее, чем календарный казус – фундаментальная основа предназначения человека. Быть “соработником” Б-га, изменяя не только реальность нашего низменного мира, но и высший порядок небесных светил. Мы можем!
Борух Горин
Источник: https://ru.chabad.org
Читайте также