ОЛИГАРХИЯ (от греч. oligos — малочисленный и arche — власть) — политическое и экономическое господство небольшой группы людей, правящих государством и экономикой. Конкретные представители олигархии — олигархи. (Экономический словарь) ИМПРЕССИОНИЗМ, (фр. impressionisme) – впечатление Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. (Толковый словарь русского языка Ушакова). Вы спросите, почему я рассказ о музыкально-драматическом спектакле, посвященном Борису Пастернаку, который прошел 8 июня в зале «Амфитеатр», начала с этих двух словарных расшифровок понятий «олигарх» и «импрессионизм». Какая между ними и Пастернаком вообще может быть связь? Поясняю… Заслуженный деятель искусств РФ, артист, драматург, поэт, главный режиссер Музыкально-драматического объединения “ПОМНИ!” ЕВГЕНИЙ МАКСИМЕНКО в начале 90 – х годов, при содействии Министерства культуры России и Всероссийского культурного фонда, создал уникальный театральный проект: музыкально-драматическое объединение «Помни!». В репертуаре объединения – пьесы и сценические композиции о Тургеневе и Полине Виардо, о Григории Сковороде и о Федерико Гарсиа Лорке, об Александре Пушкине и Наталии Гончаровой, Борисе Пастернаке. Обратите внимание на время создания объединения «Помни!» – начало 90-х. Время, когда наша культура реально находилась на грани исчезновения. Казалось еще немного, и мы забудем, что на нашей земле родились и творили великие композиторы, поэты, писатели, художники, музыканты, артисты. Стараясь убежать от своего политического прошлого с его революцией, голодом, террором мы по дороге к грядущей демократии, дабы облегчить свой бег, чуть не выбросили, как непосильный груз, всю нашу многовековую (не только советскую) культуру. Но, слава Б-гу, есть люди, которые взвалили на себя эту ношу, сохранили и держат в крепкий объятиях. Вот таким человеком и является Евгений Максименко. Выступая перед началом спектакля, Григорий Кантор, автор идеи и бессменный ведущий Московского клуба «Творческие встречи» дал очень точное определение Евгения Максименко – олигарх духа. В период кризиса олигархи из экономического словаря теряют очень многое, а олигархам духа не страшны ни инфляция, ни экономический спад, ни банкротство. Ибо эти понятия на территории духовности не действуют. Теперь о музыкально-драматическом спектакле “Жизнь прожить – не поле перейти” (к 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака). Сразу оговорюсь. Спектакль сложен для восприятия зрителя, который не очень хорошо знаком с творчеством Пастернака, с историей его жизни. Максименко изначально задает зрителю очень высокую планку для восприятия. Это не драматически выстроенная композиция из стихов поэта, отрывков из романа «Доктор Живаго», воспоминаний Пастернака и о Пастернаке. Да, все эти компоненты плюс авторский текст Максименко в спектакле присутствуют. Они так тонко и филигранно переплетены между собой, так незаметны переходы, что невозможно отделить творчество Пастернака от его жизни, авторский текст Евгения от монологов Юрия Живаго, слова Лары от воспоминаний Ольги Явинской. Перед зрителями предстает портрет Пастернака, написанный в стиле импрессионистов. Это впечатления самого Евгения Максименко, его субъективное восприятие творческого и жизненного пути Бориса Леонидовича. Это не реальность, это творческое отношение к творчеству великого поэта. И еще. Это большая любовь и красота, во всех ее проявлениях, которые, конечно же, спасут мир. Поверьте, очень трудно написать о спектакле, который ты не смотришь, а чувствуешь. Как написать о тех нюансах и ассоциациях, которые возникают в твоих мыслях и ощущениях. Они мимолетны и не поддаются анализу. Могу достоверно свидетельствовать, что Евгений Максименко очень элегантен и выразителен на сцене, он прекрасно декламирует стихи, он чудесно поет и великолепно владеет сценическим пространством. Это то, что реально можно определить, а все остальное – высокий дух творчества. Это определению не поддается. Возвращаясь домой после спектакля, я говорила себе: «Это же чистый импрессионизм, как об этом писать?» Через день разговариваю с Максименко. Он говорит: «А что вы можете написать? Это же импрессионизм». Видимо, наши зрители в подавляющем своем большинстве прекрасно знакомы с творчеством Пастернака и импрессионизмом. Спектакль «Жизнь прожить – не поле перейти» имел большой успех! L
-
Глава торы Толдот
Скоро 10 Кислева
-
Осталось 12 дней
до 10 Кислева -
28 Хешвана
578529 НоябряКонвертер дат
2024
МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ
Музыкально-драматический спектакль о Борисе Пастернаке
Главная / Музыкально-драматический спектакль о Борисе Пастернаке