Надо отметить, что коренные жители Владикавказа — осетины, кроме них в городе проживают еще около ста национальностей, в том числе, евреи. Причем, в отличие от соседних областей, где бросили якорь горские и грузинские евреи, во Владикавказе живут ашкеназы. Поселились они в городе в конце XVIII и начале XIX века. В основном это были выходцы из черты оседлости Украины, Польши, Белоруссии, Литвы, которых царское правительство переселило в терскую область, несмотря на то, что область была вне черты оседлости: портные, сапожники, чемоданщики, ювелиры, шапочники — мастера своего дела, которые успешно обслуживали гарнизон крепости, солдат, офицеров и их семьи.
По словам Анатолия Соломоновича Харина, председателя местной общины, Музей Холокоста во Владикавказе заработал после общения бывшего председателя общины М.Б.Петрушанского с историком, профессором, основателем московского Центра «Холокост» Ильей Альтманом, который и предложил владикавказским евреям реализовать такую нужную значимую идею на базе еврейской общины. Марк Борисович сразу принялся действовать и постепенно, в течение полутора двух лет, запустил такой Музей. Наконец, в торжественной обстановке, у памятника еврейским воинам, выходцам из Северной Осетии, погибшим на фронтах В.О.В, сотрудники городской общины распахнули двери такого прекрасного, нужного и важного мемориального комплекса. Он стал первым в своем роде, подобным культурным объектом на Северном Кавказе, получив имя Александра Печерского — руководителя единственного успешного восстания в немецком лагере смерти Собибор.
«Основной идеей Музея является лозунг, что подобное никогда больше не должно повториться. Помню, на открытии присутствовали около 150 человек: члены общины, руководители и представители общественных организаций, национально-культурных обществ, еврейских общин Северного Кавказа, руководство Республики Северная Осетия-Алания, представители религиозных конфессий и ветеранских организаций. Почетным гостем стала внучка А.Печерского — Ладыченко Наталья Юрьевна, которая сняла покрывало с барельефа своего предка и перерезала торжественную ленту у входа в музей.» – вспоминает мой владикавказский собеседник.
С кратким вступительным словом тогда выступил и председатель еврейской общины, покойный Марк Петрушанский, который поблагодарил всех, кто участвовал в создании Музея. Он подчеркнул, что данный проект является подлинно народным, ведь средства на его создание вносили простые люди разных национальностей и вероисповеданий.
На вопрос о нынешней востребованности и посещаемости Музея Холокоста во Владикавказе, а также о проблемах поиска экспонатов для его экспозиций, Анатолий Соломонович отвечает, что никаких сложностей в этом плане у них не имелось и не предвидится: «Конечно, Музей востребован, особенно в январские дни, когда отмечается день памяти жертв Холокоста. За все время с момента создания, его посетило серьезное количество человек. В целом, наши стенды укомплектованы материалом, полученным от московских коллег из «Еврейского музея и Центра толерантности», из израильского мемориального комплекса Яд-Вашем. Собирали экспонаты с миру по нитке, а какие-то вещи, как газовую камеру, воссоздали сами. Наполнили выставку личными предметами и фотографиями родственников евреев, пострадавших в период Холокоста в других местах, ведь столицу Северной Осетии Красная армия у немцев отстояла.»
Разумеется, создание такого Музея было очень важным для Анатолия Соломоновича и по личным причинам. Катастрофа напрямую коснулась его близких, он происходит из семьи жертв ШОА: «Мой отец Соломон Харин – родом из польского города Белосток. Так получилось, что из всей семьи, из шести человек, в живых осталось только двое Хариных. В 1939-м году отец оказался на советской территории, а вся его семья осталась в Белостоке. Когда туда пришли гитлеровцы, то образовали известное белостокское гетто, куда попали мои бабушка, дедушка, двое дядей моего отца. Папин брат закончил университет в Падуэ, был замечательным врачом при еврейской больнице, другой брат трудился в сфере полиграфии, так как у семьи моего отца имелась небольшая типография в городе Белосток. Его сестре, моей тете, исполнилось 13 лет, когда гитлеровцы пришли за ними.» – объясняет наш герой.
В тот момент девочка спряталась за дверью, и это помогло ей уцелеть. Когда фашисты увели всю ее семью, ее забрала польская женщина. Последняя спасла сироту, впоследствии получив звание Праведницы народов мира, в честь нее посажено дерево в Яд – Вашеме. Но польская соседка долго не могла держать несчастную еврейскую девочку у себя и отдала ее в католический монастырь, где новая юная гостья пробыла несколько лет, в качестве монашки. Однажды, туда пришли белостокские партизаны, получив сведения о том, что его настоятель сотрудничал с гитлеровцами, они хотели его убить, но он показал на папину сестру: «Я спас еврейскую девочку!» Тогда партизаны не стали его расстреливать, а ушли со словами: «Не ты, негодяй, спас девочку, а она спасла твою жалкую жизнь!» Эту трогательную, душещипательную историю поведал Анатолию Соломоновичу его отец, скончавшийся уже на Святой Земле.
Если будете во Владикавказе, председатель городской еврейской общины Харин непременно советует читателям сайта Московского Еврейского Общинного Центра посетить в местном Музее Холокоста раздел, посвященный памяти 1,5 миллионов еврейских детей, убитых нацистами в годы войны и детям Беслана, жертвам современного терроризма.
Адрес Музея памяти жертв и героев Холокоста во Владикавказе: ул.Тамаева, д.8а, телефон: +7 918 824-49-13
За помощь в подготовке материала автор сердечно благодарит Анатолия Соломоновича Харина, педагога, председателя еврейской общины Владикавказа и московский Центр «Холокост», в лице ее сопредседателя, историка, ученого, профессора РГГУ Ильи Александровича Альтмана.
Читайте также