1 Целительный фарбренген
«Послушай историю, к которой и ты имеешь отношение», – сказал мне с загадочной улыбкой Эфраим Биньяминов несколько дней назад.
«В прошлый вторник во второй половине дня я поехал навестить знакомого еврея в одном из медицинских центров Москвы. Я спросил его, как его дела, как его здоровье, какие перспективы. А он говорит: “Через несколько часов возвращаюсь домой”. Я понял: что-то здесь неладно, поговорил с врачами, и они сказали: “Что вы, он должен оставаться здесь на лечении ещё несколько недель. Но он, видимо, решил, что лечиться бесполезно, впал в депрессию и хочет вернуться домой, а от этого его самочувствие может серьёзно ухудшиться”. Я вернулся к нему, пытался уговорить его продолжить лечение, но всё без толку. Грустный, я вышел из медицинского центра и поехал на фарбренген в честь Дня освобождения 19 кислева.
По дороге я подумал: “Что же это я делаю? Еду на хасидский фарбренген и оставляю еврея позади в таком ужасном настроении духа и в таком опасном положении. Какой же я после этого хасид?” Я развернулся, заехал в магазин, зашёл в магазин купил фруктов, кашерных напитков и вернулся в лечебницу. Я объяснил своему знакомому, что сегодня за день и в чём смысл праздника, мы сказали лехаим, и тут я вижу на телефоне сообщение от тебя: “Можно посмотреть онлайн Центральный фарбренген в Москве”. Мы подключились и три часа, не отрываясь, смотрели, слушали и на расстоянии принимали участие в Центральном фарбренгене. Передача закончилась, я встал попрощался, а мой друг сказал: “А я не поеду домой. Я останусь здесь, сколько врачи скажут”. Тогда я увидел, что такое сила хасидского фарбренгена!»
2. Всё больше
В воскресенье после молитвы минха в Центральной синагоге мы собрались возле ковчега со свитками Торы. Наша синагога ориентирована на Иерусалим, поэтому ковчег находится с южной стороны молитвенного зала. В Храме, как известно, менора располагалась у южной стены, вот и мы располагаем ханукию с южной стороны молитвенного зала. Значит – возле ковчега. Менора символизирует мудрость, и хорошо, что наша ханукия находится возле Торы, нашей мудрости. Я вывесил табличку со словами «…и зажгли светильники в Твоих святых дворах», покрыл скатертью возвышение для новой красивой ханукии. Старый друг нашей синагоги и общины Йеѓуда Каневский поднялся на небольшую лесенку, произнёс три благословения и зажёг первую свечу Хануки. А мы преподнесли ему благодарственную грамоту: это на его пожертвование сделана эта новая красивая ханукия, пробуждающая в нас желание поскорее увидеть золотую менору отстроенного Храма. Новая ханукия сделана в Москве, она сменила прежнюю, которую я заказал в США пятнадцать лет назад. А прежнюю мы передали другой еврейской общине России. Старая ханукия была красива, а новая – ещё красивее, согласно ханукальному принципу «всё больше».
3. Ханука – хинух
Новая Москва, Сколково, Москва-Сити: в этом году в этих трёх местах были впервые организованы публичные зажигания ханукии.
Вчера в середине дня я, как и каждую неделю, готовил фотографии для видеоклипа новостей «Еврейская Москва», и новости сыпались на меня градом. р.Исраэль Лазар прислал фотографии из Новой Москвы, р.Давид Борода – из Сколково, р.Йоси Вайсберг – из торгового центра «Афимолл» в Москва-Сити. Все трое – молодые раввины.
Название праздника Ханука родственно слову «хинух» – «воспитание». Когда ты видишь, как активно, с хасидским пылом работает молодёжь общины, ты понимаешь силу их воспитания. А наше, хабадское воспитание видит одной из главных ценностей «шлихут» – посланничество. Это стремление к посланничеству, к выполнению миссии молодые раввины видели у своих родителей. И сейчас они сами проводят еврейское воспитание в различных районах Большой Москвы – новое поколение шалиахов.
Фото недели: организатор за кулисами
Через полтора часа после начала праздника Владимир Мотелевич выходит из временного шатра, установленного возле сцены, со спокойной улыбкой. “Спасибо!” – благодарю я его. “Осталось только надеть на Карла Маркса хасидскую шляпу”, – смеётся он. Мы посмотрели на статую Карла Маркса, стоящую недалеко от Кремля. Этот знаменитый еврей уж точно не мог предположить, что возле его памятника в Москве когда-нибудь воздвигнут ханукию; что будет она таких размеров, что зажигать её будет с подъёмного крана Главный раввин России; что много представителей прессы будут показывать всему миру москвичей, танцующих в любую погоду у ханукальных огней.
В течение уже тридцати лет Владимир Мотелевич Мутерперель отвечает за получение официальных разрешений на еврейские мероприятия от мэрии Москвы, и мы оба помним, как зажигали ханукальные светильники в разных общественных местах. Но при теперешних ограничениях организация такого мероприятия – сама по себе ханукальное чудо. “Велвл, расскажите, как вам это удалось”, – обращаюсь я к старому другу и коллеге. “Мне – как раз не удалось. В наше время трудно получить разрешение на публичное мероприятие. Это удалось раву Лазару. А я слежу за исполнением”.
Я фотографирую Владимира Мотелевича на фоне ханукии и Карла Маркса и спешу домой – зажигать нашу семейную ханукию. А он остаётся следить за порядком на месте зажигания ханукального светильника возле Кремля. Человек, которого не видно и о работе которого многие не знают, но именно благодаря ему год за годом проходят еврейские мероприятия на улицах Москвы.
Гут шабес, ханука самеах
Шия