Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Моменты недели, глава Вайехи-Хазак

17 декабря 2021 / Главная / Jewrnal / Слово еврея
search
WhatsApp Image 2021-12-17 at 12.00.26

1. Не по хорошему мил, а по милу хорош
Несколько дней назад меня просили дать видео-интервью некоей компании по изучению общественного мнения, изучающей положение дел в нашем районе Марьина Роща. В проекте мэрии Москвы участвует еврейская община Марьиной Рощи. Цель проекта – собрать мнения жителей района о разнообразных аспектах жизни в нём и существующих проблемах, чтобы улучшить жизнь в районе.
В Марьиной Роще, находящейся в северной части центра Москвы, живут около 70 000 человек. У района интересная история. Марьина Роща началась с района деревянных домов на тогдашней окраине Москвы и пользовалась нехорошей славой: здесь были воровские притоны и полиция сюда не заходила. 95 лет назад в районе была построена хабадская синагога (просто потому, что в других районах её построить не давали). С той поры жизнь Марьиной Рощи разительно изменилась, сейчас это район современных домов и офисов. А в советское время Марьина Роща стала символом еврейского сопротивления: хабадская синагога держалась и не сдавалась, несмотря на все усилия властей покончить с еврейской традицией. И после приезда в Россию р.Берла Лазара Марьина Роща стала «столицей» еврейской жизни Москвы и всей России. Здесь находятся основные общинные учреждения Федерации еврейских общин России, и большинство еврейских туристов, посещающих Москву, приезжают в Марьину Рощу, чтобы увидеть размах и многообразие еврейской жизни города, представленные здесь.
В интервью я похвалил то, что достойно похвалы в районе, но отметил и проблемы с инфраструктурой, рассказал я и о том, чего не хватает жителю района. Я надеюсь, что высказал мнение многих и что мой рассказ поможет улучшению нашей жизни.

2. Проводить время по-другому
Да, были предупредительные знаки, но я не обращал внимания на предупреждения. Думал ли я, что всё «рассосётся» само, или просто ленился – но во вторник утром мой мобильный телефон отправился в мир иной. Я нажимаю туда и сюда – он не реагирует. Знакомый порекомендовал мне опытного мастера. Он приехал почти моментально, крутил и вертел телефон пятнадцать минут и наконец сообщил, что если заменить в нём эту деталь и ещё вон ту деталь, то с вероятностью 50% телефон, может быть, заработает. А обойдётся это всего-навсего в 25 000 рублей. Я сказал «спасибо, нет», оплатил визит и вернулся к работе – без телефона. Непривычно быть без аппарата не в шабат и не в праздник, тем более что день был напряжённый. Но я верю, что всё к лучшему.
В наши дни, когда мы круглые сутки «на связи», исчезли понятия «прийти на работу» и «уйти с работы». Раньше, выходя из здания, где ты работаешь, ты оставлял все дела и мысли о них позади: им тебя не достать. Теперь же дела достанут тебя днём и ночью, на улице и на кухне.
А вечером телефон вдруг воскрес. Я стал проверять сообщения – ничего особенного, мир не рухнул оттого, что я не был на связи.
Эта история подала мне идею: на некоторое время в течение дня оставлять телефон и проводить это время более качественно.

3. Комментарий к молитве
“Однажды пришла весть, что «король канторов» прошлых поколений, р.Йоселе Розенблат, будет петь в ешиве «Меа шеарим» в Иерусалиме. Я купил билет заранее и вошёл в зал ешивы в напряжённом ожидании. Народу было очень много, день был жарким, а кондиционеры ещё не были изобретены, поэтому окна зала ешивы были открыты. р.Йоселе, как и любой кантор и певец, боялся застудить горло на сквозняке. Поэтому он попросил закрыть окна. Но как? Он сказал: «Мудрецы Талмуда говорят: Воздух земли Израиля умудряет. А в еврейском народе есть поговорка: все канторы – глупцы. И если в зал будет залетать ветер страны Израиля, он может меня умудрить, и тогда я перестану быть хорошим кантором!» Собравшиеся оценили шутку и поняли просьбу, и закрыли окна”.
Эту историю я слышал в детстве от моего деда, зейде Шор, который разбирался в канторском пении. Он и нам прививал любовь к канторскому искусству при любой возможности.
Кто «король канторов» в нашем поколении? Я считаю, что это р.Иче-Меир Ѓелфгут, молодой хасид с блестящими способностями. Он прилетел из США, чтобы выступить на свадьбе дочери Главного раввина России р.Берла Лазара, прошедшей на этой неделе. Когда он начал петь, я застыл как вкопанный, слушая и впитывая каждую ноту. Он не просто поёт – он комментирует слова молитвы своим голосом. Тогда я и вспомнил великого р.Йоселе и своего деда, йорцайт которого скоро будет.

Фото недели: По закону Моше и Израиля
Разумеется, на свадьбе присутствуют профессиональные фотографы, но на такой свадьбе тебе хочется и самому поснимать и отправить фотографии семье и друзьям. Всем интересно, как сейчас проходит свадьба дочери р.Берла Лазара.
Самым волнующим из всех мгновений, на мой взгляд, был момент проведения кидушин. Руководитель торжества, р.Борух Горин, пригласил дедушку невесты, р.Моше, провести кидушин: ведь р.Моше Лазар проводил кидушин на всех предыдущих свадьбах детей р.Берла Лазара.
Я был на свадьбе с начала и до того, как поздно ночью гости разошлись. И видел, что р.Берл Лазар был озабочен только одним: удобством и благополучием его родителей(а р.Моше Лазар родился в 1934 г.). Он стоял возле отца, готовый во всём помочь ему, во время проведения кидушин, и мысль о Йосефе, почитавшем своего отца, и недельной главе Вайехи была здесь кстати.

Гут шабес, хазак хазак ве-нитхазек
Шия

Шие Дайч
Об авторе
Раввин Шие Дайч - руководитель московского еврейского благотворительного центра "Шаарей Цедек", а также является официальным представителем всемирной еврейской организации "Зака" в России. Раввин Дайч исполняет обязанности старосты синагоги Московского еврейского общинного центра.
Читайте также
11