Любовь к евреям и шляпа / Заповедник еврейства в Америке / Ровно 97 лет с той ночи в Москве / «Янкель был у меня сегодня»
1. Что важнее
Я воспользовался случаем, когда мы несколько дней назад разговаривали по телефону, и под конец спросил его: «Так что там было с твоей шляпой? Ты ее купил или продал?» Он рассмеялся и спросил, меня, откуда я знаю, что с его шляпой что-то было. Я ответил, что стоял недалеко от него и видел, как он получил от одного из делегатов коробку, из которой вынул шляпу и с радостью надел ее, как всегда бывает при покупке новой одежды. И мой собеседник рассказал:
«Когда я приехал в отель, на съезд Федерации еврейских общин России, я открыл чемодан, вынул шляпную коробку и обнаружил, что она пуста. Оказывается, я в спешке не проверил все как следует, выходя из дома, и приехал в Москву с пустой коробкой, без шляпы. На улице было холодно, и в дороге я был в зимней шапке. Но на таком престижном мероприятии не подобает ходить без нашей хабадской шляпы! Я позвонил одному из членов вашей общины, а он ни минуты не колебался и согласился встретиться со мной и принести мне шляпу. Я действительно был очень рад тому, что она подошла мне по размеру.
Но вот что меня удивило. В тот же вечер в общине проходила свадьба, я пришел туда и встретил там того члена общины. А он был в кепке! Я спросил его – и понял, что у него только одна шляпа, которую он дал мне, не раздумывая, и не попросил вернуть даже для свадьбы. В торжественные моменты хабаднику полагается быть одетым «по форме», но для того человека возможность помочь другому была гораздо ценнее собственных нужд. «Полагается» в первую очередь помогать людям. Меня это тронуло.»
2. Место мира
«Когда мы смотрим на текст утешений скорбящим, возникает такой вопрос. Есть много титулов и наименований Всевышнего, но почему скорбящих утешают с именем «Ѓа-Маком» – «Место»? «Место утешит вас», а не «Г-сподь, благословен Он, утешит вас?..»
В начале этой недели в возрасте 81 года скончалась ребецн Хая Хана Тверски, старшая дочь покойного Вижницкого ребе из Бней-Брака и жена Сквирского ребе. 8 лет назад мне выпала честь сопровождать Главного раввина России, раввина Берла Лазара, в его посещении Сквирского ребе. Это было в его кабинете в хасидской синагоге в городке Сквира, находящемся… нет, уже не в Киевской области, а в США. Сквира – своеобразный «национальный парк традиционного еврейства» в Америке. Одна синагога для всех семей в городе, обычаи и одежда – как в старину, изучение Торы, хасидизм и добрые дела.
Вчера Главный раввин России отправил Сквирскому ребе письмо с соболезнованиями. Посланник, передавший письмо, сказал мне, что ребе отнесся к письму очень уважительно. Он высоко ценит деятельность посланников Хабада в мире в целом и в странах СНГ в частности. Сто лет назад тогдашний Сквирский ребе и группа его хасидов проезжали через Москву и даже молились здесь, в старой синагоге «Марьина Роща». Итак, в своем письме р. Лазар отвечает на свой вопрос:
«Когда Любавичский Ребе зимой 5714 года навестил Новоминского ребе Йеѓуду Арье Перлова после кончины его жены, Любавичский Ребе объяснил формулировку «Место» в траурном утешении так. Если мы просим что-то у Всевышнего, просьба должна соответствовать просимому. Когда мы просим Всевышнего «дать нам мудрость, понимание и знание», мы благословляем Его именно как Дарующего знание: «…Благословен Ты, Г-сподь, дающий знание». Аналогично и в других просьбах.
А когда мы просим у Всевышнего утешения, мы должны обращаться туда, где вообще есть место для скорби и траура. Ведь если мы обратимся к тому уровню, где никакой скорби, никакой утраты нет, где понятие «утешение» не имеет смысла, мы его и не получим. Вот почему уместно сказать: «Ѓа-Маком утешит вас». Как сказано в мидраше Берешит Раба, «Всевышний есть место мира, а не мир есть место Всевышнего». В аспекте «места» Всевышний относится к мирам, ограниченным временем и пространством, а во времени и пространстве возможна и скорбь. Поэтому мы и просим «Место да утешит вас»».
3. Побег через кухню
«Я хочу показать тебе исследование, в которое я вложил много времени. О его результатах я расскажу в классе в Пурим катан, который будет на этой неделе». Авраѓам Закс показывает мне компьютерную презентацию, которую он подготовил для учеников своего класса. «Итак, вот что пишет Ребе Раяц в своих воспоминаниях:
«…А теперь, – продолжает работник гостиницы, – вы должны покинуть нашу Старо-Варварскую гостиницу. Вам надо переехать в «Большую Московскую». У меня там есть знакомый служащий, он сейчас в ночной смене, я уже договорился с ним, там вы переночуете». Через четверть часа я вышел из гостиницы через кухню, как велел мне работник гостиницы – на случай слежки – и примерно через еще четверть часа мы пришли в «Большую Московскую» гостиницу…»
Все это произошло в эти дни и в этих местах, в Москве, 97 лет назад, в Пурим Катан 5697 (1927) года. Десять лет после коммунистического переворота. Атеистическая власть вела войну с религией. Евсекция – еврейское отделение коммунистической партии – объявила войну на уничтожение еврейской религиозной жизни в Советском Союзе. Синагоги превращались в клубы и склады, миквы закрывались, и закон об обязательном образовании заставил всех граждан СССР отправлять своих детей в школы с чисто советским воспитанием.
Против всего этого встал Ребе Раяц, самоотверженно, рискуя жизнью. О его трудной деятельности можно немного узнать из его воспоминаний о тех днях. В 1927 году он прибыл в Москву, чтобы попытаться защитить еврейскую жизнь перед властями. Но ему пришлось посреди ночи бежать через кухню из одной гостиницы в другую и пережить трудные дни, завершившиеся арестом в Ленинграде. Однако Ребе Раяц успел произнести в Пурим катан того года знаменитый маамар, одухотворивший его хасидов на много лет вперед.
Где находилась «Старо-Варварская» гостиница, в которой жил Ребе Раяц? Где находилась в Москве «Большая Московская» гостиница, куда Ребе Раяц бежал на несколько часов? Их пришлось поискать. За это взялся мой друг раввин Авраѓам Закс, воспитатель старшего класса в «Хедер Менахем». Он нашел документы и фотографии и даже нанес на карту маршрут Ребе Раяца, начиная от вокзала в Ленинграде и до его возвращения в Ленинград, чтобы его ученики лучше осознали жизнь Ребе.
Я со своей стороны рассказал р. Заксу, что под странным именем «Большая Московская» в Москве была известна построенная до революции гостиница «Гранд-отель». Ее уже нет: на ее месте была возведена грандиозная гостиница «Москва», которая должна была стать главной, центральной гостиницей Советского Союза. Лучшие архитекторы того времени засели за подготовку ее плана, подходящего для ближайшего к Красной площади здания. В итоге были выбраны два похожих предложения, с небольшой разницей: по одному плану на фасаде здания должны быть квадратные окна, а по второму плану – окна с арками. И вот говорят, что оба плана были представлены Сталину на одном листе. Сталин бегло взглянул и подписал… посредине. Что имел в виду вождь: то, что справа или то, что слева? Вернуться и переспросить его никому и в голову не приходило, ведь каждого его слова и движения боялись как огня. И здание гостиницы «Москва» было построено именно так: на правом фасаде окна квадратные, а на левом – с арками.
Несколько лет назад старая гостиница «Москва» была снесена и на ее месте построен отель Legend of Moscow, больше размером – но с сохранением пропорций и, главное, с сохранением квадратных и арочных окон. Интересная подробность: когда снесли старую гостиницу, в ее подвале обнаружили более тонны взрывчатки, оставшейся со Второй мировой войны! Это была часть мер, которое руководство Советского Союза приняло в 1941 году на случай взятия Москвы немецкой армией, ведь в некоторый момент немецкие войска были от Москвы на расстоянии артиллерийского выстрела. Если бы Москву не удержали и в нее вступили бы немецкие войска, в центральной гостинице возле Красной площади наверняка поселилось бы все высшее немецкое руководство – и вот тогда подпольщики замкнули бы контакты и огромное здание рухнуло бы на всех вражеских генералов. Но нацистов удалось отбить от Москвы, и взрывчатка не пригодилась, а потом про нее забыли.
Фото недели: дедушкины истории
Ребе Раяц продолжает описывать визит в Москву в своем дневнике: «…Я счел весьма уместным выполнить их просьбу, и в три часа я пришел в Любавичскую синагогу и нашел наших друзей хабадников во главе с раввином Ицхаком Ѓоровицем, и учеников ешивы «Тиферет Бахурим» во главе с их учителем раввином Яаковом Ланда».
Вчера после утренней молитвы в главной синагоге «Марьина Роща» я встретил раввина Авраѓама Закса и рассказываю ему, что сегодня утром я видел раввина Залмана Ланда, старшего внука того раввина Яакова Ланда, что присутствовал на той исторической встрече. Ее точное место, как и другие места путешествия Ребе Раяца, Авраѓам Закс установил в своих исследованиях.
«О визите Ребе в Москву и обо всем, через что он прошел сам в те годы, дедушка рассказывал нам мало», — говорит нам раввин Ланда. Он приехал в Россию на несколько дней ради нужд учебных заведений, которые возглавляет его супруга в Бней-Браке, а также ради их шлихута в г. Раанана. «Но я расскажу вам две истории, которые я слышал от него.
Мой дедушка был одним из самых близких людей к Ребе Рашабу и после его ухода потерял смысл жизни. Однажды он написал «пан», записку, и принес ее в оѓель Рашаба в Ростове. В ней он написал, что хочет быть похороненным рядом со своим Ребе, как можно ближе и как можно скорее (!). Через несколько дней его вызвали к Ребе Раяцу, который сказал ему: «Я был около отца, на его оѓеле, и он велел мне передать тебе, чтобы ты перестал писать глупости. Я не знаю, что ты написал. Но так он мне сказал».
Некоторое время спустя дедушка оказался в тяжелом финансовом положении. Однажды он решил пойти на оѓель Рашаба и не молиться там, а вести себя там так, как он приходил бы к Ребе, когда тот был в нашем мире. Излив свое сердце, он пошел за халами на Шабат – это было в пятницу. На углу он встретил Лифшица, сына предыдущего ростовского раввина, который предложил купить ему пару серег. Он показал серьги знающему человеку, и тот сказал, что их стоит купить, а потом выгодно продать их. Но у дедушки совсем не было денег, поэтому он обратился к раввину Рафаловичу с предложением купить их, но тот сказал, что у и него нет денег, поэтому он может послать своего сына к Ребе Раяцу, одолжить у него денег. Дедушка подумал про себя: «Так ведь я тоже могу это сделать!» Пошел к дому Ребе Раяца, постучал в дверь и сказал: «Прошу прощения за беспокойство, но если бы я не постучал – Сендер Рафалович постучал бы». Он объяснил ситуацию, и Ребе Раяц ответил ему: «Что я могу сделать? У меня тоже нет денег. Давай позовем Залмана Эйделя, может, у него есть.» Так оно и оказалось. Дедушка получил ссуду, купил серьги и через некоторое время продал их р. Шмуэлю Гурарье, заработав приличную сумму. Он пришел и рассказал об этом Ребе Раяцу, который сказал ему: «Когда ты постучался в прошлый раз, я услышал в голове слова: «Янкель был сегодня у меня. Он нуждается в милости Небес, мы должны попытаться помочь ему.» Мне стало обидно, что мне нечем помочь, но к счастью мне в голову пришла мысль позвать Залмана Эйделя. Ну и слава Б-гу, что ты сумел заработать!»
Читайте также